18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Огромная коллекция модернистов оказалась пшиком

Национальный музей Словении. Фото: Narodna galerija, Ljubljana, Slovenija
Национальный музей Словении.
Фото: Narodna galerija, Ljubljana, Slovenija
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Скандальная выставка в Национальном музее Словении, из-за которой его директор подал в отставку, включала работы с подписями Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Сони Делоне и Сержа Полякова

Выставка под названием «Путешествия. Художественная коллекция семьи Больковац» должна была открыться в Национальном музее Словении в Любляне 8 июня. Однако незадолго до события вспыхнул скандал, заставивший вмешаться министерство культуры страны, а затем делом занялась полиция. Открытие сначала было перенесли, а потом отменили вовсе. В итоге директор музея был вынужден уйти в отставку. Где сейчас находятся подозрительные работы — неизвестно.

Большой массив временно предоставленных на выставку картин происходил якобы из собрания покойного Йосипа Больковаца, который занимал пост первого министра внутренних дел Хорватии с 1990 по 1991 год. Всего семья передала музею около 180 произведений искусства, предположительно созданных великими художниками ХХ века, среди которых немало русских: Эдгаром Дега, Василием Кандинским, Казимиром Малевичем, Анри Матиссом, Жоаном Миро, Эдвардом Мунком, Пабло Пикассо, Анри де Тулуз-Лотреком, Уильямом Тёрнером, Марком Шагалом. В списке также Жорж Брак, Винсент ван Гог, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Марино Марини, Амедео Модильяни, Клод Моне, Джорджо Моранди, Камиль Писсарро. Еще до скандала нынешний владелец работ Нико Больковац пояснял газете «Дело», что в прошлом он руководил галереей Gallus и частную коллекцию предка пополнил приобретениями на аукционах.

Незадолго до открытия выставки критический сюжет о ней выпустил новостной телеканал N1, а искусствоведы начали забрасывать Министерство культуры обеспокоенными письмами.

«Дело скандальное», — рассказал N1 историк искусства и независимый арт-критик Бране Кович. Если бы это действительно были работы авторов, указанных в подписях, по мнению Ковича, их стоимость составила бы около €1 млрд. «Страховка за подобную коллекцию, которую пришлось бы оплатить Национальному музею, в несколько раз превысила бы его годовой бюджет, — пояснил он. — Это жуть, пачкотня, рисунки, которые их предполагаемые авторы не могли бы нарисовать даже в глубоком запое». Как поясняет Кович, работы предлагались и другим учреждениям, но везде были отвергнуты. Почему же они были приняты Национальным музеем Словении? «Проблема в том, что выставку готовили некомпетентные люди, не занимающиеся изобразительным искусством. Директор Павел Цар — коллекционер орденов и мундиров, а координатор выставки Андрей Шемров — нумизмат», — считает Бране Кович.

Авторство многих работ, собранных на выставку, вызывает большие сомнения с первого взгляда. Фото: National Museum of Slovenia
Авторство многих работ, собранных на выставку, вызывает большие сомнения с первого взгляда.
Фото: National Museum of Slovenia

Министерство культуры Словении вынуждено было созвать специальное совещание, на котором эксперты изучили документы, связанные с принятыми на выставку произведениями. Директор музея Павел Цар объяснял на заседании, что видел только сертификаты подлинности картин, и признал, что можно было бы сделать больше, например изучить каталог-резоне каждого художника (это входит в стандартную процедуру комплексной экспертизы).

Выставку решили делать всего несколько недель назад.

Radio Prvi сообщило, что проект был анонсирован всего за два дня до даты намеченного открытия. Павел Цар объяснил это тем, что в музее обнаружили, что у них есть свободные выставочные площади и решили с минимальными затратами привлечь посетителей на летний период. И добавил, что музей на организацию проекта денег не потратил. Министерство культуры подтвердило, что никакой финансовой компенсации музеем получено не было; однако изучение документов будет продолжаться.

Большинство сотрудников Национального музея Словении дистанцировались от «непрофессиональной и неэтичной практики организации выставки» в заявлении, подписанном 51 из 72 служащих. «Мы решительно осуждаем злоупотребление именем учреждения и самой профессией музейщика, которое нанесло большой ущерб репутации Национального музея Словении и всех словенских музеев и галерей», — говорится в заявлении. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+