18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Экономика искусства в версии Рембрандта: но можно живопись продать

Рембрандт. «Автопортрет в шляпе и двумя цепочками». 1640. Фрагмент. Фото: CODART
Рембрандт. «Автопортрет в шляпе и двумя цепочками». 1640. Фрагмент.
Фото: CODART
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

На русском вышла книга «Предприятие Рембрандта. Мастерская и рынок», перевернувшая когда-то представления о методах искусствознания. Романтическому взгляду на творчество художника автор предпочла изучение конъюнктуры и способов привлечения клиентов

Судьба у автора этого труда, Светланы Алперс (р. 1936), весьма необычна, и пересказ ее биографии отодвигает, а подчас и заменяет изложение собственно ее взглядов и революционного метода работы. Дочь нобелевского лауреата по экономике Василия Леонтьева и американской поэтессы Эстеллы Хелен Маркс, Светлана родилась в Кембридже, докторскую степень получила в Гарварде под руководством легендарного историка искусства Эрнста Гомбриха. Тридцать шесть лет Алперс преподавала в Калифорнийском университете в Беркли, а также читала лекции в Принстоне, Стэнфорде, в университетах Берлина, Гааги, Парижа. В 2009-м Американская ассоциация художественных колледжей (CAA) присвоила ей звание выдающегося преподавателя, в 2010-м в Амстердаме прошел искусствоведческий симпозиум в ее честь.

В фокусе ее научных интересов, помимо прочего, были арт-процессы в Голландии в период раннего капитализма. Помимо работы о Рембрандте, она написала исследование о Рубенсе (1995) и признанный ныне классикой труд «Искусство описания: голландская живопись в XVII веке» (1983), также недавно переведенный на русский язык.

Применительно к Рембрандту своеобразие подхода Светланы Алперс заключается в том, что она сломала романтическую модель восприятия этого живописца.

Точнее, сломала ее сама жизнь. Стартовавший в 1968 году в Амстердаме исследовательский проект «Рембрандт» привел к фундаментальной переатрибуции его работ. Оказалось, что из 800 картин, приписывавшихся художнику в начале XX века, им лично было создано порядка 330, остальное в подражание мастеру делали его мастерская или сторонние копиисты. Но модель гениальности, унаследованная нами из XIX века, предполагала исключительные достоинства только в авторских вещах. Как же в таком случае поступать с шедеврами, поменявшими атрибуцию? Неужели, например, «Мужчина в золотом шлеме» (1650, Берлинская картинная галерея), которым несколько столетий восхищались знатоки, в одночасье лишится всех своих превосходных качеств только потому, что мы узнали, что его создал кто-то из учеников Рембрандта?!

Признание того, что мы имеем дело не с гением-одиночкой, а с антрепренером, руководителем арт-бизнеса, производившим художественный продукт (пусть и очень высокого качества), стало отправной точкой, и в результате Светлана Алперс сильно скорректировала наши представления о Рембрандте.

Алперс С. «Предприятие Рембрандта. Мастерская и рынок» / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 312 с.
Алперс С. «Предприятие Рембрандта. Мастерская и рынок» / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 312 с.

Он отнюдь не был бессребреником, ради своих идеалов презревшим богатство и славу (что можно предположить по его последним автопортретам). Наверное, как и любой человек, Рембрандт был соткан из противоречий. Властный и сердобольный, расчетливый и мудрый (автор сравнивает его с Чарли Чаплином), в юности он стремился к успеху, почету и деньгам. Он выгодно женился на дочери бургомистра, взял за нее хорошее приданое, что в те времена считалось удачей для живописца, поскольку позволяло меньше зависеть от продаж.

Вопрос о продажах, наверное, ключевой в книге. Обычно в XVII веке художники искали себе патронов среди знати и кормились от их щедрот. Это были средневековые отношения «вассал — господин». Но в Нидерландах бушевал капитализм, вовсю работала фондовая биржа, предприниматели постигали азы ценообразования, и Рембрандт был частью этого процесса. Его стратегия заключалась в том, чтобы не угождать заказчикам, а навязать свой бренд, стиль и индивидуальность, превратить все это в товар и продать на свободном рынке. Он стремился быть не средневековым, а именно капиталистическим художником. По крайней мере, в интерпретации Светланы Алперс.

Например, революционным маркетинговым изобретением Рембрандта стала печать офортов разной степени завершенности. В каждый последующий оттиск он прибавлял персонажей и детали, тем самым побуждая коллекционеров приобретать целые серии. Вкупе с высочайшим художественным качеством эта уловка сработала. Печатная графика приносила ему такой же доход, как и картины, в Европе он был известен прежде всего тиражными произведениями.

Рембрандт. «Автопортрет». 1639. Фрагмент. Фото: Rijksmuseum
Рембрандт. «Автопортрет». 1639. Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum

В 1639 году, находясь на пике успеха, Рембрандт купил в Амстердаме большой дом и собрал там гигантскую коллекцию искусства, драгоценностей, книг, оружия, тканей, одежды и безделушек. Он был настолько активен на аукционах и распродажах, что родственники жены подали на него в суд за расточительство. Но не было ли это опять же стратегией капиталиста, создававшего себе правильную репутацию? Не стремился ли он быть на равных со своими богатыми заказчиками? И не той же ли цели служила удивительная страсть к самопортретированию: одних только живописных автопортретов Рембрандт создал с полсотни и еще несколько десятков — в офорте и рисунках.

Автор проливает свет и на природу рембрандтовского «реализма» (точнее, нарратива, самостоятельно созданного повествования). Как известно, в качестве сюжетов он часто выбирал библейские истории со слабо разработанной иконографией и как бы изобретал ее с нуля, изображая на лицах и в позах героев невиданную дотоле гамму эмоций: страх, радость, горесть, гнев.

Рембрандт. «Синдики». 1662. Фрагмент. Фото: Rijksmuseum
Рембрандт. «Синдики». 1662. Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum

Прежде это сгущенное эмоциональное поле считали эхом караваджизма. Светлана Алперс же усматривает здесь влияние театра. Есть основания полагать, что Рембрандт, прежде чем приступить к картине, разыгрывал сцены со своими учениками в мастерской, то есть мы имеем дело с весьма специфическим, искусственным реализмом. И да, мастерская в его жизни значила гораздо больше, чем семья. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» (1635), в котором современный зритель не видит ничего предосудительного, имеет оригинальное название «Блудный сын в таверне». Уподобив себя гуляке, свою благоверную художник уравнял с девицей легкого поведения. Достаточно сравнить эту работу с «Автопортретом с Изабеллой Брант» (1609) Рубенса, чтобы понять, насколько экстравагантен был Рембрандт.

Рембрандт. «Автопортрет у окна». 1648. Фрагмент. Фото: Städel Museum
Рембрандт. «Автопортрет у окна». 1648. Фрагмент.
Фото: Städel Museum

Неожиданные наблюдения щедро рассыпаны в книге Светланы Алперс. Многие ее открытия по прошествии 40 лет стали сами собой разумеющимися. Когда книга в 1988-м вышла впервые, ее критиковали за непозволительную актуализацию исторического материала: Рембрандт со своими привычками и жизненным укладом сильно походил на Энди Уорхола. Но, наверное, это неплохо, это позволяет читателю проснуться и включить критическое мышление, что необходимо всем изучающим искусство. Не случайно же Светлана Алперс получила когда-то репутацию выдающегося преподавателя. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+