В Ораниенбауме под Петербургом завершена реставрация павильона «Катальная горка»

Павильон «Катальная горка». Фото: ГМЗ «Петергоф»
Павильон «Катальная горка».
Фото: ГМЗ «Петергоф»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Это сооружение, которому больше двух с половиной столетий, в советское время использовалось даже в качестве зернохранилища, но дожило до музейного статуса. С 2 июля павильон с уникальной архитектурой снова готов принимать посетителей

Один из самых необычных павильонов дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф» — «Катальная горка» — был закрыт более десяти лет. В июле, после завершения всех реставрационных работ, он принимает первых посетителей. Интерьерам и фасадам возвращен исторический барочный облик середины XVIII века: павильону в этом году исполнилось 260 лет.

Специалисты последовательно восстанавливали коммуникации, фасады, детали интерьеров. Первый этап работ, включавший ремонт кровли, реставрацию балюстрады и фасадов, завершился в конце 2020 года. Последние полтора года продолжалась отделка интерьеров. Проектную документацию составило ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Рест“», реставрационные работы под надзором ГМЗ «Петергоф» выполнены генеральным подрядчиком АО «Ренессанс-реставрация».

«Катальная горка» — памятник не только архитектуры, но и инженерной мысли.

Комплекс построен по проекту Антонио Ринальди в 1762–1774 годах. Первоначально он состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад. На высоте 20 м находилась площадка, попасть на которую можно было с террасы павильона. Отсюда начинался спуск на колясках по трассе длиной почти полкилометра. Сооружение представляло собой сложную конструкцию: один прямой и три волно­образных деревянных ската, три колеи — центральная для катания, боковые для подъема колясок. Их в виде триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей сконструировал выдающийся ученый, механик и скульптор Андрей Нартов.

Павильон «Катальная горка». Фото: ГМЗ «Петергоф»
Павильон «Катальная горка».
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Катания продолжались до 1801 года, пока не появились явные признаки разрушения. К 1813 году колоннада развалилась, в середине XIX века катальную трассу разобрали, но павильон сохранился до наших дней.

Он интересен и сам по себе, каждый его интерьер уникален. Роспись, лепку и позолоту в Круглом зале выполняли русские и итальянские мастера. Здесь можно увидеть пол из искусственного мрамора — единственный сохранившийся в России с XVIII века. В Фарфоровом зале размещена скульптура, выполненная мастерами Мейсенской мануфактуры по моделям скульптора Иоганна Кендлера. В залах павильона Екатерина II проводила торжественные обеды и приемы послов, заседания Верховного совета.

После революции «Катальную горку» использовали для хранения зерна, из-за чего интерьеры серьезно пострадали.

Заметные повреждения павильон получил и в годы вой­ны. Лишь в 1959-м он открылся в качестве музея, а первую комплексную реставрацию здесь провели только сейчас.

В частности, специалисты вернули фасаду павильона первоначальный цвет. Многие годы «Катальную горку» видели бирюзовой, но, как выяснили реставраторы, ее подлинный цвет — голубой. Это подтвердили и архивные данные, и новые исследования. Кстати, такой же цвет мастера XVIII века использовали и при работе в интерьере. А вот оригинальный розовый для окраски интерьеров найти не удалось, и было принято решение повторить оттенок с сохранившегося рисунка на полу. Утраченные детали орнаментальной росписи стен и потолков восстанавливали по аналогичным работам Ринальди в Китайском дворце. Для позолоты резных деталей в интерьере использовали золото 96-й пробы.

Павильон «Катальная горка». Фото: ГМЗ «Петергоф»
Павильон «Катальная горка».
Фото: ГМЗ «Петергоф»

А еще существуют планы установить в отреставрированных комнатах «Катальной горки» 3D-аттракцион, который позволит посетителям виртуально промчаться по исторической полукилометровой трассе.  

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+