В Ораниенбауме под Петербургом завершена реставрация павильона «Катальная горка»

Павильон «Катальная горка». Фото: ГМЗ «Петергоф»
Павильон «Катальная горка».
Фото: ГМЗ «Петергоф»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Это сооружение, которому больше двух с половиной столетий, в советское время использовалось даже в качестве зернохранилища, но дожило до музейного статуса. С 2 июля павильон с уникальной архитектурой снова готов принимать посетителей

Один из самых необычных павильонов дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» в составе Государственного музея-заповедника «Петергоф» — «Катальная горка» — был закрыт более десяти лет. В июле, после завершения всех реставрационных работ, он принимает первых посетителей. Интерьерам и фасадам возвращен исторический барочный облик середины XVIII века: павильону в этом году исполнилось 260 лет.

Специалисты последовательно восстанавливали коммуникации, фасады, детали интерьеров. Первый этап работ, включавший ремонт кровли, реставрацию балюстрады и фасадов, завершился в конце 2020 года. Последние полтора года продолжалась отделка интерьеров. Проектную документацию составило ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Рест“», реставрационные работы под надзором ГМЗ «Петергоф» выполнены генеральным подрядчиком АО «Ренессанс-реставрация».

«Катальная горка» — памятник не только архитектуры, но и инженерной мысли.

Комплекс построен по проекту Антонио Ринальди в 1762–1774 годах. Первоначально он состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад. На высоте 20 м находилась площадка, попасть на которую можно было с террасы павильона. Отсюда начинался спуск на колясках по трассе длиной почти полкилометра. Сооружение представляло собой сложную конструкцию: один прямой и три волно­образных деревянных ската, три колеи — центральная для катания, боковые для подъема колясок. Их в виде триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей сконструировал выдающийся ученый, механик и скульптор Андрей Нартов.

Павильон «Катальная горка». Фото: ГМЗ «Петергоф»
Павильон «Катальная горка».
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Катания продолжались до 1801 года, пока не появились явные признаки разрушения. К 1813 году колоннада развалилась, в середине XIX века катальную трассу разобрали, но павильон сохранился до наших дней.

Он интересен и сам по себе, каждый его интерьер уникален. Роспись, лепку и позолоту в Круглом зале выполняли русские и итальянские мастера. Здесь можно увидеть пол из искусственного мрамора — единственный сохранившийся в России с XVIII века. В Фарфоровом зале размещена скульптура, выполненная мастерами Мейсенской мануфактуры по моделям скульптора Иоганна Кендлера. В залах павильона Екатерина II проводила торжественные обеды и приемы послов, заседания Верховного совета.

После революции «Катальную горку» использовали для хранения зерна, из-за чего интерьеры серьезно пострадали.

Заметные повреждения павильон получил и в годы вой­ны. Лишь в 1959-м он открылся в качестве музея, а первую комплексную реставрацию здесь провели только сейчас.

В частности, специалисты вернули фасаду павильона первоначальный цвет. Многие годы «Катальную горку» видели бирюзовой, но, как выяснили реставраторы, ее подлинный цвет — голубой. Это подтвердили и архивные данные, и новые исследования. Кстати, такой же цвет мастера XVIII века использовали и при работе в интерьере. А вот оригинальный розовый для окраски интерьеров найти не удалось, и было принято решение повторить оттенок с сохранившегося рисунка на полу. Утраченные детали орнаментальной росписи стен и потолков восстанавливали по аналогичным работам Ринальди в Китайском дворце. Для позолоты резных деталей в интерьере использовали золото 96-й пробы.

Павильон «Катальная горка». Фото: ГМЗ «Петергоф»
Павильон «Катальная горка».
Фото: ГМЗ «Петергоф»

А еще существуют планы установить в отреставрированных комнатах «Катальной горки» 3D-аттракцион, который позволит посетителям виртуально промчаться по исторической полукилометровой трассе.  

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
Круг людей и институций, связанных с незаконной покупкой египетских древностей в Европе и США, расширяется. Теперь, кроме Лувра и Метрополитен, в него вовлечены немецкие музеи
02.11.2022
В скандал вокруг египетских древностей вовлекаются всё новые музеи
7
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+