18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Китайский дворец в Ораниенбауме открылся после грандиозной реставрации

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

В год своего 250-летия уникальный памятник архитектуры в стиле рококо принял первых посетителей

Китайский дворец в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Китайский дворец в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Китайский дворец, жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум», входящего в Государственный музей-заповедник «Петергоф», — единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. В этом году он отмечает свой 250-й день рождения. Подарком юбиляру стала многолетняя реставрация, вернувшая к жизни уникальное творение XVIII века.

«У нас к Китайскому дворцу совершенно особое отношение, — сказала на торжественной церемонии открытия дворца генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. — Он не похож ни на что другое, это исключительный по своей ценности образец русского рококо».

Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль.

Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Ораниенбаумом с 1743 года владел великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. Его супруга Екатерина II после прихода к власти возвела в Верхнем парке комплекс зданий — «Собственную дачу». Китайский дворец — одна из самых известных построек этого комплекса. Он получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора. Строительством и убранством дворца занимался итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Главные достопримечательности дворца — Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно — это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком — синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», — писал Игорь Грабарь о Китайском дворце. 

Во второй половине XIX столетия новые хозяева Ораниенбаума — потомки семьи великого князя Михаила Павловича — значительно обновили постройки, изменив их интерьеры по моде своего времени. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был разрушен, его постройки сохранились и дошли до наших дней как подлинные здания XVIII века.

Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

«Когда мы впервые вошли в эти помещения, в них было очень сыро, — рассказал корреспонденту TANR Михаил Батаковский, директор ООО «Петербургская реставрационная компания», выполнявшего все работы в Китайском дворце. — Влажность воздуха составляла 80%, контактная влажность древесины — 20%, как у свежесрезанного дерева». 

Вторая очередь реставрационных работ продолжалась четыре года. На третий год приступили к общестроительным работам — реконструировали подполы и межэтажные перекрытия; в здании установили систему поддержания температурно-влажностного режима. И только четвертый год заняла собственно реставрация интерьеров. Были восстановлены три зала Китайского дворца: Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I. «Мы провели максимально консервативную реставрацию, — пояснил Михаил Батаковский. — Тут не было никакого воссоздания!» По словам Елены Кальницкой, каждая очередь работ обходится примерно в 300 млн руб., сейчас общая сумма затрат приближается к 1 млрд руб. Завершится реставрация к 2023 году, но уже сейчас дворец открыт для посетителей. В Штофную опочивальню вернулись живописные панно: они тоже отреставрированы. В будуаре восстановлены декоративные панели с живописью. В кабинете Павла I на стенах открыта подлинная живопись Серафино Бароцци, которую в ходе реставрации приходилось полностью снимать.

Китайский дворец в Ораниенбауме после реставрации. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Китайский дворец в Ораниенбауме после реставрации.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, — Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. — Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума — Мекленбург-Стрелицкие. 

Сохранился штоф XIX века — по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры — подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века. 

До полного завершения реставрации попасть на экскурсию в Китайский дворец можно будет по предварительной записи.  

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+