18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Пушкинская карта»: тройка, семерка или туз?

Парадный вход в Государственный исторический музей со стороны Красной площади. Фото: Михаил Гребенщиков/РБК
Парадный вход в Государственный исторический музей со стороны Красной площади.
Фото: Михаил Гребенщиков/РБК
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Федеральная программа, перед которой стоит задача приобщать к культуре юное поколение, демонстрирует неплохие результаты на первом же этапе реализации. В правительстве рассматривается вопрос о ее продлении на десятилетие

Собирая данные для рейтинга музейной посещаемости, мы попутно просили наших респондентов ответить на несколько дополнительных вопросов. Один из них касался программы «Пушкинская карта», вступившей в действие на территории всей страны 1 сентября 2021 года. Напомним, что речь идет о предоставлении возможности для молодежи в возрасте от 14 до 22 лет бесплатно посещать культурные институции — музеи, театры, филармонии и так далее, присоединившиеся к этому проекту. Каждый посетитель из указанной возрастной группы получил право, зарегистрировавшись, потратить в целях своего просвещения и духовного развития лимитированную сумму из госбюджета (до конца 2021 года — 3 тыс. руб., в 2022-м и 2023-м — по 5 тыс. руб.). Поскольку рейтинг The Art Newspaper Russia касается только музеев, именно их мы попросили кратко оценить промежуточные результаты действия программы.

Институций, принявших в ней участие, оказалось среди опрошенных подавляющее большинство. Хотя и не 100%-ное: ряд музеев, главным образом негосударственных, предпочел остаться в стороне от этой инициативы или же проявил на старте определенную осмотрительность. Некоторые из них теперь готовы примкнуть к большинству. Например, из Еврейского музея и центра толерантности ответили так: «Надеемся, что вторая половина года пройдет в сотрудничестве с федеральной программой».

Посетители на выставке «Советский киноплакат 1950-1980-х годов» в Мультимедиа Арт Музее, Москва. Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС
Посетители на выставке «Советский киноплакат 1950-1980-х годов» в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

Следует уточнить, что участие того или иного музея в «Пушкинской карте» отнюдь не означает, что юные обладатели бюджетного «аккредитива» могут беспрепятственно бывать там на любых событиях и посещать любые объекты. В программу включено избранное, о чем можно узнать на портале Министерства культуры РФ или на сайте самого музея.

Многие институции начинали крайне осторожно — с одного-двух мероприятий, но со временем вошли во вкус.

Зачастую к расширению спектра предложений буквально подталкивали посетительские запросы и заявки. Например, из Государственного музея-заповедника «Петергоф», возглавляющего нынешний рейтинг посещаемости, нам сообщили, что свое участие в «Пушкинской карте» там начали с эксперимента: сначала подключили к программе один только историко-культурный проект «Государевы потехи» — как наиболее привязанный к целевой аудитории. Но вскоре стали получать запросы в соцсетях с настоятельными пожеланиями, и сейчас действие программы распространилось на все музейные объекты Петергофа. Подобных случаев набирается не так уж мало, хотя преобладают в перечнях «Пушкинской карты» все-таки отдельные сегменты музейной афиши: конкретные выставки, лекции, мастер-классы, квесты. Порой они готовятся специально для юной аудитории — именно в рамках федеральной программы, что можно считать ее явным плюсом.

Посетители на территории государственного музея-заповедника «Петергоф». 2021. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Посетители на территории государственного музея-заповедника «Петергоф». 2021.
Фото: Петр Ковалев/ТАСС

К числу недоработок в действующей модели «Пушкинской карты» некоторые наши респонденты отнесли ситуации, когда программа накладывается на собственные музейные правила, предусматривающие бесплатный вход для лиц моложе 18 лет. Это ставит ряд институций перед лицом «упущенной выгоды», то есть недополучения средств из бюджета «Пушкинской карты». А еще звучали сетования на технические сложности при подключении к программе и при дальнейших корректировках.

Но в целом тональность отзывов весьма позитивная.

Почти все говорят о приросте числа посетителей, иногда подкрепляя этот тезис статистикой. Например, Государственный исторический музей высчитал, что «после запуска программы приток молодежной аудитории увеличился на 30%», а в Мультимедиа Арт Музее, Москва говорят, что сейчас «20% посетителей МАММ пользуется „Пушкинской картой“». Екатеринбургский музей изобразительных искусств извещает: «Более 90% электронных билетов в музей приобретаются по „Пушкинской карте“». Кто не приводит цифры, тот выражает воодушевление просто на словах. Вот, скажем, из Курской государственной картинной галереи имени А.А.Дейнеки нам ответили в приподнято-телеграфном стиле: «Идея кажется хорошей. Инерция масс, наблюдавшаяся поначалу, постепенно перерастает в энтузиазм. Чувствуется оживление».

Хотя итоги первого сезона «Пушкинской карты», осень 2021 года — весна 2022 года, официально пока не оглашались, похоже, что и государство признает их успешными или, по крайней мере, обнадеживающими. В конце апреля генеральный директор АНО «Нацио­нальные приоритеты» София Малявина, выступая на всероссийской просветительской акции «Поделись своим знанием. Новые горизонты», сообщила, что в правительстве рассматривается вопрос о продлении этой программы на десятилетие. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+