18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Генрих Шлиман: археолог, искатель приключений и выдумщик

Генрих Шлиман и его супруга София при подготовке выставки артефактов в Берлине. Журнал Daheim № 21, приложение 2. 1882. Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vorund Frühgeschichte
Генрих Шлиман и его супруга София при подготовке выставки артефактов в Берлине. Журнал Daheim № 21, приложение 2. 1882.
Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vorund Frühgeschichte
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

К 200-летию со дня рождения Шлимана берлинский Музей доисторического периода и ранней истории, где хранится значительная часть найденного знаменитым археологом-самоучкой, подготовил выставку «Миры Шлимана» в Галерее Джеймса Симона и Новом музее

Предприниматель, искатель приключений, лингвист, рассказчик небылиц, калифорнийский банкир во времена золотой лихорадки, поставщик российской армии в период Крымской войны — Генрих Шлиман (1822–1890) прожил во всех отношениях необычную жизнь. И все это еще до того, как ему исполнилось 40 лет, когда Шлиман затеял предприятие, сделавшее его знаменитым, — раскопки древнего поселения Гиссарлык в Турции, которое теперь считается местом, где находилась легендарная Троя, описанная Гомером.

В честь 200-летнего юбилея со дня рождения Шлимана берлинский Музей доисторического периода и ранней истории, где хранится значительная часть найденного знаменитым археологом-самоучкой, подготовил посвященную ему выставку в Галерее Джеймса Симона и в Новом музее.

Генрих Шлиман. 1870-е. Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Heinrich Schliemann Papers
Генрих Шлиман. 1870-е.
Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Heinrich Schliemann Papers

Директор музея и куратор выставки «Миры Шлимана» Матиас Вемхофф не скрывает, что ее задача — восстановить репутацию Шлимана, причем не только как археолога-первопроходца, но и как выдающейся личности в целом. «Мы хотим показать всю его жизнь целиком, не ограничиваясь археологией. Если вы поймете первую половину его жизни, вы гораздо лучше поймете его и как археолога, — поясняет Вемхофф. — Он был предпринимателем, он добился всего исключительно собственными силами, используя все возможности, которые давал XIX век. Он объездил огромную часть мира путями, которые прежде не были доступны. Он ничего не боялся. Это очень важная черта его характера».

Золотой кантарос. 16 век до н.э. Национальный археологический музей, Афины. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports/Hellenic Cultural Resources Managing and Development Organization
Золотой кантарос. 16 век до н.э. Национальный археологический музей, Афины.
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports/Hellenic Cultural Resources Managing and Development Organization

После смерти Шлимана его репутация значительно пострадала, отчасти из-за того, что он был известен склонностью приукрашать истории о самом себе, отчасти из-за недостаточной академической строгости и примитивных археологических методов, из которых наиболее широко известен гигантский ров, который он выкопал во время первого сезона раскопок Гиссарлыка в начале 1870-х годов. Считается, что именно из-за этого рва была утрачена значительная часть троянских древностей, которые он искал. Однако в его защиту Вемхофф напоминает о том, что Шлиман одним из первых использовал стратиграфию (исследование археологических слоев) и датировку слоев по возрасту керамики. По словам директора музея, так называемый ров Шлимана нельзя считать вандализмом, поскольку при его рытье исследователь всего лишь воспроизводил археологические методы, которые он видел в Северной Германии, где при раскопках высоких курганов через их основание прорывали туннель, чтобы добраться до погребальной камеры.

Широко известно, что Генрих Шлиман нашел множество золотых артефактов, получивших название «клад Приама» по имени мифического царя Трои. В берлинскую экспозицию они не вошли. После поражения Германии во Второй мировой войне в 1945 году клад, хранившийся в секретном бункере в Берлине, попал в руки Советской армии и был тайно вывезен в Москву. Лишь в 1994 году Пушкинский музей признал, что сокровища находятся в его запасниках, а в 1996-м впервые показал публике.

Берлинскую выставку планировалось привезти и в Россию, чтобы на время объединить берлинскую коллекцию с московской. В ГМИИ уже началась работа по изучению изделий из «клада Приама» с помощью современных технологий. Однако в нынешней геополитической ситуации совместный проект более невозможен.

София Шлиман с золотыми украшениями из «клада Приама». 1873. Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Carl Blegen Papers
София Шлиман с золотыми украшениями из «клада Приама». 1873.
Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Carl Blegen Papers

Выставка в первую очередь демонстрирует, что Шлиман был всей душой предан науке. После обнаружения «клада Приама» Шлиман провел на Гиссарлыке еще два десятилетия, совершенствуя археологические техники. «Он куда больше, чем просто золотоискатель», — подчеркивает куратор.  

Галерея Джеймса Симона и Новый музей
«Миры Шлимана»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+