18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Генрих Шлиман: археолог, искатель приключений и выдумщик

Генрих Шлиман и его супруга София при подготовке выставки артефактов в Берлине. Журнал Daheim № 21, приложение 2. 1882. Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vorund Frühgeschichte
Генрих Шлиман и его супруга София при подготовке выставки артефактов в Берлине. Журнал Daheim № 21, приложение 2. 1882.
Фото: Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vorund Frühgeschichte
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

К 200-летию со дня рождения Шлимана берлинский Музей доисторического периода и ранней истории, где хранится значительная часть найденного знаменитым археологом-самоучкой, подготовил выставку «Миры Шлимана» в Галерее Джеймса Симона и Новом музее

Предприниматель, искатель приключений, лингвист, рассказчик небылиц, калифорнийский банкир во времена золотой лихорадки, поставщик российской армии в период Крымской войны — Генрих Шлиман (1822–1890) прожил во всех отношениях необычную жизнь. И все это еще до того, как ему исполнилось 40 лет, когда Шлиман затеял предприятие, сделавшее его знаменитым, — раскопки древнего поселения Гиссарлык в Турции, которое теперь считается местом, где находилась легендарная Троя, описанная Гомером.

В честь 200-летнего юбилея со дня рождения Шлимана берлинский Музей доисторического периода и ранней истории, где хранится значительная часть найденного знаменитым археологом-самоучкой, подготовил посвященную ему выставку в Галерее Джеймса Симона и в Новом музее.

Генрих Шлиман. 1870-е. Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Heinrich Schliemann Papers
Генрих Шлиман. 1870-е.
Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Heinrich Schliemann Papers

Директор музея и куратор выставки «Миры Шлимана» Матиас Вемхофф не скрывает, что ее задача — восстановить репутацию Шлимана, причем не только как археолога-первопроходца, но и как выдающейся личности в целом. «Мы хотим показать всю его жизнь целиком, не ограничиваясь археологией. Если вы поймете первую половину его жизни, вы гораздо лучше поймете его и как археолога, — поясняет Вемхофф. — Он был предпринимателем, он добился всего исключительно собственными силами, используя все возможности, которые давал XIX век. Он объездил огромную часть мира путями, которые прежде не были доступны. Он ничего не боялся. Это очень важная черта его характера».

Золотой кантарос. 16 век до н.э. Национальный археологический музей, Афины. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports/Hellenic Cultural Resources Managing and Development Organization
Золотой кантарос. 16 век до н.э. Национальный археологический музей, Афины.
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports/Hellenic Cultural Resources Managing and Development Organization

После смерти Шлимана его репутация значительно пострадала, отчасти из-за того, что он был известен склонностью приукрашать истории о самом себе, отчасти из-за недостаточной академической строгости и примитивных археологических методов, из которых наиболее широко известен гигантский ров, который он выкопал во время первого сезона раскопок Гиссарлыка в начале 1870-х годов. Считается, что именно из-за этого рва была утрачена значительная часть троянских древностей, которые он искал. Однако в его защиту Вемхофф напоминает о том, что Шлиман одним из первых использовал стратиграфию (исследование археологических слоев) и датировку слоев по возрасту керамики. По словам директора музея, так называемый ров Шлимана нельзя считать вандализмом, поскольку при его рытье исследователь всего лишь воспроизводил археологические методы, которые он видел в Северной Германии, где при раскопках высоких курганов через их основание прорывали туннель, чтобы добраться до погребальной камеры.

Широко известно, что Генрих Шлиман нашел множество золотых артефактов, получивших название «клад Приама» по имени мифического царя Трои. В берлинскую экспозицию они не вошли. После поражения Германии во Второй мировой войне в 1945 году клад, хранившийся в секретном бункере в Берлине, попал в руки Советской армии и был тайно вывезен в Москву. Лишь в 1994 году Пушкинский музей признал, что сокровища находятся в его запасниках, а в 1996-м впервые показал публике.

Берлинскую выставку планировалось привезти и в Россию, чтобы на время объединить берлинскую коллекцию с московской. В ГМИИ уже началась работа по изучению изделий из «клада Приама» с помощью современных технологий. Однако в нынешней геополитической ситуации совместный проект более невозможен.

София Шлиман с золотыми украшениями из «клада Приама». 1873. Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Carl Blegen Papers
София Шлиман с золотыми украшениями из «клада Приама». 1873.
Фото: American School of Classical Studies at Athens, Archives, Carl Blegen Papers

Выставка в первую очередь демонстрирует, что Шлиман был всей душой предан науке. После обнаружения «клада Приама» Шлиман провел на Гиссарлыке еще два десятилетия, совершенствуя археологические техники. «Он куда больше, чем просто золотоискатель», — подчеркивает куратор.  

Галерея Джеймса Симона и Новый музей
«Миры Шлимана»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+