18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Средневековый замок уэльского «книжного короля» спасен от разрушения

Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей. Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
Руины замка Хей отчасти восстановили, отчасти законсервировали в целях безопасности посетителей.
Фото: Loop Images/Universal Images Group via Getty Images
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

После реставрации замок Хей открылся для публики — впервые в своей истории. Внешний вид бывшей норманнской цитадели теперь близок к древнему оригиналу, а внутренние пространства переустроены на современный лад

Старинный замок, более 800 лет возвышающийся над уэльским городком Хей-он-Уай, еще не так давно служил резиденцией эксцентричного самопровозглашенного «короля». Правда, в последний период своего существования в этой роли живописные руины превратились в потенциально смертельную ловушку со множеством трещин и камней, вываливавшихся из стен. К началу нынешнего лета замок впервые откроет двери для широкой публики. Он будет по-прежнему живописен, но уже не опасен — благодаря реставрации стоимостью £7 млн, проведенной Фондом замка Хей.

Около полувека эти руины находились в собственности Ричарда Бута, провозгласившего себя «королем Хея». Он превратил Хей-он-Уай в первый в мире книжный город, свезя сюда тонны подержанных книг и оборудовав книжными полками практически все здания, включая бывшую пожарную часть и кинотеатр. Городок с книжными лавками на каждой улице по-прежнему остается местом паломничества книголюбов.

Замок Хей до реставрации. Фото: Hay Castle Trust
Замок Хей до реставрации.
Фото: Hay Castle Trust

Хей-он-Уай стоит на границе с Англией, и его замок столетиями оказывался на пересечении военных путей. Легенда гласит, что после очередной осады леди Матильда де Браоз восстановила его всего за одну ночь, натаскав камней в переднике.

Большой господский дом был построен в 1660-е годы, но недавняя реставрация обнаружила следы ранее неизвестного тюдоровского дома, возведенного на месте разрушенной норманнской цитадели, а также еще более ранние заложенные ворота и огромный очаг, который, вероятно, был частью утраченного большого зала норманнской эпохи. Выяснилось, что для того, чтобы дополнительно усилить впечатление, господский дом построили на двухметровом цоколе. Радиоуглеродный анализ древесины позволил датировать одни из больших ворот приблизительно 1430 годом, что делает их самым ранним образцом такого рода сооружений на территории Уэльса (двери в замке Чепстоу на юге гораздо древнее, но они не висят на петлях). Еще более старый кусок древесины, обнаруженный в держателе засова, по-видимому, старше самого замка.

Процесс реставрации замка Хей. Фото: Hay Castle Trust
Процесс реставрации замка Хей.
Фото: Hay Castle Trust

К концу XVII века норманнская цитадель, судя по косвенным признакам, представляла собой развалины без крыши, а господский дом был выжжен изнутри многочисленными пожарами. Последний из них произошел в 1977 году, когда из очага в комнате, где стоял трон Бута и где он выдавал паспорта и даровал аристократические титулы, выпало полено. «Король» утверждал, что принял потрескивание огня за восторженные приветствия подданных. Теперь здание оборудовали стеклянной крышей, которая автоматически раскроется в случае нового пожара.

В 2011 году местный Фонд замка Хей приобрел здание, имеющее статус объекта культурно-исторического наследия, за £2 млн. Тогда уэльское государственное ведомство по делам наследия Cadw пришло к выводу, что замок находится под угрозой обрушения. В 2016 году, после нескольких лет фандрайзинга и благодаря гранту в размере £4,5 млн от Фонда лотереи «Культурное наследие», восстановительные работы наконец-то начались. Экстерьер решили восстановить в оригинальном виде, а внутренние помещения рискнули перестроить на современный лад. Архитектурное бюро MICA добавило лестницы и полы из дуба, стекла и стали и оборудовало в здании пространство музейного уровня, предназначенное для временных экспозиций. Эта перепланировка позволила открыть доступ на крышу цитадели с головокружительным видом на город и реку Уай.

Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects
Проект реставрации разработало архитектурное бюро MICA. Рендер: MICA Architects

Книжное царство Бута послужило источником вдохновения для создателей Хейского литературного фестиваля, регулярно привлекающего в город посетителей со всего света. В этом году фестиваль, который бывший президент США Билл Клинтон назвал «Вудстоком для ума», возвращается после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. В дни его работы, с конца мая по начало июня, замок будет открыт для бесплатного посещения и послужит декорациями для постановки «Юлия Цезаря» на открытом воздухе — ее привезет труппа из лондонского театра «Глобус».  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+