18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Смольный собор в Петербурге: саду — цвесть!

Окрестности Смольного собора перед началом реконструкции и воссоздания монастырского сада. Фото: Семен Лиходеев/ТАСС
Окрестности Смольного собора перед началом реконструкции и воссоздания монастырского сада.
Фото: Семен Лиходеев/ТАСС
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Исторический облик и планировку зеленых насаждений на территории монастыря специалисты восстанавливают на основании сохранившихся архивных материалов. Работы много, но обещают, что надолго она не затянется

Реконструкция бывшего монастырского сада начинается сразу после завершения реставрации Смольного собора, центрального сооружения архитектурного ансамбля. Эта реставрация продолжалась более семи лет и завершилась в мае нынешнего года. Восстановление сада станет финальным этапом всех работ. Авторы проекта обещают сохранить крестообразную планировку территории, обеспечивающую связь между собором и корпусами. Восстановят также утраченные дороги внутри двора. Сад останется общедоступным, на его территории оборудуют места для отдыха горожан.

Растительность в монастырском дворе Смольного собора относится к зеленым насаждениям общего пользования, заказчиком работ выступил СПб ГКУ «Центр комплексного благоустройства», подведомственный Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга. Восстановление сада проходит в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды». Впервые проект реконструкции рассматривался и был согласован специалистами Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) еще в 2019 году.

Смольный собор. Конец апреля 2022 года. Фото: КГИОП
Смольный собор. Конец апреля 2022 года.
Фото: КГИОП

Предварительно разработчики провели ландшафтную инвентаризацию и оценку состояния зеленых насаждений, а также натурные исследования, в ходе которых была детально уточнена историческая планировка. В частности, нашлись фрагменты второстепенных дорог-петель, которые будут восстановлены. Значительную часть подготовительной работы заняло изучение архивных материалов. «При реставрации садов специалисты-реставраторы стараются максимально приблизиться к историческому облику и восстановить историческую объемно-пространственную композицию, — рассказал нашему изданию Сергей Макаров, председатель КГИОП. — Хотя это не всегда удается: объекты зеленых насаждений иногда на протяжении своей жизни меняются кардинально. Безусловно, когда проектировщики разрабатывали документацию, кроме исторических справок они проанализировали все исторические изображения, планы, фотографии из архивов».

Знаменитый Смольный собор построен в стиле барокко по проекту выдающегося русского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Правда, строительство храма сильно растянулось во времени и заняло в общей сложности почти 90 лет: первый камень заложили при Елизавете Петровне в 1748 году, а открыли собор только при Николае I в 1835-м. После 1917 года собор сначала использовался как склад, во время войны — как бункер. В конце 1960-х годов в нем разместили экспозицию Музея истории Ленинграда (которая позже переехала в другие здания, относящиеся к музею истории города); с 1990 года здесь проходили концерты классической музыки.

Смольный собор. 1949 год. Фото: Архив КГИОП
Смольный собор. 1949 год.
Фото: Архив КГИОП

Но если сам Смольный собор и бывшие монастырские корпуса, несмотря на все градостроительные перипетии, уцелели, то исторический сад был практически уничтожен. Изначально он был закрытым; в советское время на этой территории разбили обычный общедоступный городской сквер, планировка и зеленые насаждения которого даже отдаленно не соответствовали прежней версии. Кроме того, при основании монастыря и разбивке сада здесь не было такого количества инженерных сетей. К сожалению, не сохранилось точных чертежей, хотя в распоряжении специалистов оказалось немало городских планов и фотографий разного времени. Что, по мнению Сергея Макарова, позволит там, где невозможно полностью воссоздать внешний облик, хотя бы восстановить характер исторической объемно-пространственной структуры и композиции сада.

План из архива КГИОП. Фото: КГИОП
План из архива КГИОП.
Фото: КГИОП

«Основной план, на который опирались проектировщики при нынешней реставрации, — план Петербурга 1880 года, — рассказал председатель КГИОП. — На основании проведенных натурных исследований и совмещенных исторических планов был разработан комплексный генеральный план сада. Он включает в себя не только сад в монастырском дворе, но и „старый“ сад, сад перед монастырем, сад Александровского института — все сады, которые входят в ансамбль Смольного собора».

На этой территории восстановят как планировку, так и исторические посадки деревьев и кустарников, отремонтируют газоны. Работы по реконструкции и реставрации сада планируется завершить к концу октября 2022 года. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+