18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бесконечный спектр: от зримого до умопостигаемого

Нисимура Ёхей. Kojien. 2021. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нисимура Ёхей. Kojien. 2021.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Увидеть глазами произведение искусства дано не всем — как, впрочем, и понять, прочувствовать, интерпретировать. О тонких связях и непривычных практиках, возникающих в этой сфере, рассказывает новая книга, выпущенная ГМИИ имени А.С.Пушкина

Книга «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» была подготовлена к одноименной выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Она планировалась в марте, была отложена, но должна скоро открыться в новой версии. Помимо работ из коллекции самого музея, предполагалось показать произведения из иностранных собраний. В любом случае издание-каталог, снабженное множеством иллюстраций, имеет и самостоятельную ценность. Сам жанр этой книги и проекта в целом, «в центре которого образ незрячего человека в культуре разных эпох», как аттестовали его авторы, довольно экзотичен, на стыке разных дисциплин — от антропологии до философии и истории искусства.

Одним из кураторов проекта и составителем книги, как и автором пространной ввод­ной статьи, стала Евгения Киселева-Аффлербах, занимающаяся в музее инклюзивными программами. Отправной точкой всей истории послужил опыт арт-медиации для незрячих и слабовидящих посетителей музея, но в результате идея разрослась до поистине мировых масштабов, и в книге представлен целый компендиум разнообразнейших сюжетов и тем.

Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие / Сост. Е. Киселева-Аффлербах / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2022. 232 с.: ил.
Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие / Сост. Е. Киселева-Аффлербах / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2022. 232 с.: ил.

Это и изображение слепцов в искусстве, и история оптических приборов, которые использовали художники (статья «От стекол Клода к идеальному пейзажу Клода Лоррена» Анны Сулимовой), и идея «лишнего» глаза и внутреннего видения в буддизме, и практиковавшееся дадаистами и сюрреалистами, а также их последователями автоматическое письмо и всякого рода рисование вслепую, и, наконец, это философские и метафорические осмысления зримого и незримого.

Всего таких глав-сюжетов в книге 18 (включая вступление и послесловие), и это, перефразируя Пушкина, весьма пестрое собранье, что подчеркнуто и дизайном. Часть сюжетов удостоилась черной бумаги, часть — голубой, две статьи — про творчество современного японского художника Нисимуры Ёхея и «Ольфакторное искусство. Обоняние как медиа» — нужно читать, перевернув книгу, а предполагавшейся «приглашенной звезде» выставки — исландцу Олафуру Элиассону — и двум его инсталляциям на тему глаза посвящена отдельная вклейка-альбом. Фрагмент одной из инсталляций попал на обложку книги.

Цукиока Ёситоси. «Четыре струны луны. Сэмимару». Из серии «Сто ликов луны». 1891. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Цукиока Ёситоси. «Четыре струны луны. Сэмимару». Из серии «Сто ликов луны». 1891.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Среди авторов «Котла алхимика» — и сотрудники Пушкинского музея, специализирующиеся на той или иной эпохе (Александра Данилова, Айнура Юсупова и другие), и приглашенные критики (например, Борис Клюшников написал эссе «Всесильное видение, или Хрупкие шарниры головы. От оптичности к нейровзгляду»). А также мыслители с мировыми именами, чьи тексты оказались созвучны идее проекта. Так, приводятся фрагменты из книги австрийского теоретика искусства Ханса Зедльмайра «Питер Брейгель. Низвержение слепых», отрывок из «Мемуаров слепого» французского философа Жака Деррида, и даже страница из «Неведомого шедевра» Оноре де Бальзака, сопровождающая рассказ коллекционера «книги художника» Бориса Фридмана о том, как его иллюстрировал Пабло Пикассо. Признаться, уследить за ходом мысли составителя каталога бывает нелегко. Не успеет читатель осознать разницу между оптическим и гаптическим зрением, прочувствовать теорию «расширенного видения» Михаила Матюшина, буквально предлагавшего смотреть затылком, как его уже погружают в тонкости йогической медитации или вовлекают в сложные иерархии профсоюза слепых в средневековой Японии (увлекательный очерк Айнуры Юсуповой «Слепые сказители, музыканты, массажисты, ростовщики и ученые-энциклопедисты Японии»).

Понятно, что подобная широта отчасти диктовалась желанием использовать возможности универсальной коллекции ГМИИ, где можно обнаружить подходящие к теме экспонаты в разных разделах, будь то немецкие витражи XVI века, слепок XVIII века с редкой камеи с изображением глаза, изготовленный англичанином Джеймсом Тасси, китайские статуэтки богини Белой Тары XIX века или модернистские рисунки Ханса Арпа (предполагалось, что на выставке будут показаны работы нескольких десятков художников, и часть из этих экспонатов воспроизведена в книге). В то же время и сама постановка проблемы настолько всеобъемлющая, что трудно представить себе произведение искусства, которое не подошло бы к теме зрения и силе воображения, иногда способного его заменить.

Рембрандт. «Слепой Товит». Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Рембрандт. «Слепой Товит». Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В результате читатель оказывается в роли тех самых слепцов из известной притчи, которые щупают слона (этот сюжет, конечно, тоже попал в «Котел алхимика»), получив массу увлекательных историй, описывающих с разных сторон нечто глобальное. И в том, что читателю предоставляется труд самому сложить эти фрагменты в единую и стройную картину, есть своя справедливость: хотя бы так мы почувствуем всю сложность обозначенной книгой проблемы. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+