18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бесконечный спектр: от зримого до умопостигаемого

Нисимура Ёхей. Kojien. 2021. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нисимура Ёхей. Kojien. 2021.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Увидеть глазами произведение искусства дано не всем — как, впрочем, и понять, прочувствовать, интерпретировать. О тонких связях и непривычных практиках, возникающих в этой сфере, рассказывает новая книга, выпущенная ГМИИ имени А.С.Пушкина

Книга «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» была подготовлена к одноименной выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Она планировалась в марте, была отложена, но должна скоро открыться в новой версии. Помимо работ из коллекции самого музея, предполагалось показать произведения из иностранных собраний. В любом случае издание-каталог, снабженное множеством иллюстраций, имеет и самостоятельную ценность. Сам жанр этой книги и проекта в целом, «в центре которого образ незрячего человека в культуре разных эпох», как аттестовали его авторы, довольно экзотичен, на стыке разных дисциплин — от антропологии до философии и истории искусства.

Одним из кураторов проекта и составителем книги, как и автором пространной ввод­ной статьи, стала Евгения Киселева-Аффлербах, занимающаяся в музее инклюзивными программами. Отправной точкой всей истории послужил опыт арт-медиации для незрячих и слабовидящих посетителей музея, но в результате идея разрослась до поистине мировых масштабов, и в книге представлен целый компендиум разнообразнейших сюжетов и тем.

Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие / Сост. Е. Киселева-Аффлербах / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2022. 232 с.: ил.
Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие / Сост. Е. Киселева-Аффлербах / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2022. 232 с.: ил.

Это и изображение слепцов в искусстве, и история оптических приборов, которые использовали художники (статья «От стекол Клода к идеальному пейзажу Клода Лоррена» Анны Сулимовой), и идея «лишнего» глаза и внутреннего видения в буддизме, и практиковавшееся дадаистами и сюрреалистами, а также их последователями автоматическое письмо и всякого рода рисование вслепую, и, наконец, это философские и метафорические осмысления зримого и незримого.

Всего таких глав-сюжетов в книге 18 (включая вступление и послесловие), и это, перефразируя Пушкина, весьма пестрое собранье, что подчеркнуто и дизайном. Часть сюжетов удостоилась черной бумаги, часть — голубой, две статьи — про творчество современного японского художника Нисимуры Ёхея и «Ольфакторное искусство. Обоняние как медиа» — нужно читать, перевернув книгу, а предполагавшейся «приглашенной звезде» выставки — исландцу Олафуру Элиассону — и двум его инсталляциям на тему глаза посвящена отдельная вклейка-альбом. Фрагмент одной из инсталляций попал на обложку книги.

Цукиока Ёситоси. «Четыре струны луны. Сэмимару». Из серии «Сто ликов луны». 1891. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Цукиока Ёситоси. «Четыре струны луны. Сэмимару». Из серии «Сто ликов луны». 1891.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Среди авторов «Котла алхимика» — и сотрудники Пушкинского музея, специализирующиеся на той или иной эпохе (Александра Данилова, Айнура Юсупова и другие), и приглашенные критики (например, Борис Клюшников написал эссе «Всесильное видение, или Хрупкие шарниры головы. От оптичности к нейровзгляду»). А также мыслители с мировыми именами, чьи тексты оказались созвучны идее проекта. Так, приводятся фрагменты из книги австрийского теоретика искусства Ханса Зедльмайра «Питер Брейгель. Низвержение слепых», отрывок из «Мемуаров слепого» французского философа Жака Деррида, и даже страница из «Неведомого шедевра» Оноре де Бальзака, сопровождающая рассказ коллекционера «книги художника» Бориса Фридмана о том, как его иллюстрировал Пабло Пикассо. Признаться, уследить за ходом мысли составителя каталога бывает нелегко. Не успеет читатель осознать разницу между оптическим и гаптическим зрением, прочувствовать теорию «расширенного видения» Михаила Матюшина, буквально предлагавшего смотреть затылком, как его уже погружают в тонкости йогической медитации или вовлекают в сложные иерархии профсоюза слепых в средневековой Японии (увлекательный очерк Айнуры Юсуповой «Слепые сказители, музыканты, массажисты, ростовщики и ученые-энциклопедисты Японии»).

Понятно, что подобная широта отчасти диктовалась желанием использовать возможности универсальной коллекции ГМИИ, где можно обнаружить подходящие к теме экспонаты в разных разделах, будь то немецкие витражи XVI века, слепок XVIII века с редкой камеи с изображением глаза, изготовленный англичанином Джеймсом Тасси, китайские статуэтки богини Белой Тары XIX века или модернистские рисунки Ханса Арпа (предполагалось, что на выставке будут показаны работы нескольких десятков художников, и часть из этих экспонатов воспроизведена в книге). В то же время и сама постановка проблемы настолько всеобъемлющая, что трудно представить себе произведение искусства, которое не подошло бы к теме зрения и силе воображения, иногда способного его заменить.

Рембрандт. «Слепой Товит». Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Рембрандт. «Слепой Товит». Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В результате читатель оказывается в роли тех самых слепцов из известной притчи, которые щупают слона (этот сюжет, конечно, тоже попал в «Котел алхимика»), получив массу увлекательных историй, описывающих с разных сторон нечто глобальное. И в том, что читателю предоставляется труд самому сложить эти фрагменты в единую и стройную картину, есть своя справедливость: хотя бы так мы почувствуем всю сложность обозначенной книгой проблемы. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+