18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Психогеография на Солянке

Екатерина Балабан. Из проекта «Море волнуется». 2018–2022. Фото: Екатерина Балабан
Екатерина Балабан. Из проекта «Море волнуется». 2018–2022.
Фото: Екатерина Балабан

Выставочно-перформативный проект «‎Точка 55.754630, 37.638530»‎, реализованный в «ГРАУНД Солянке» магистрантами базовой кафедры музея «‎Гараж» и НИУ ВШЭ, ведет зрителя на заброшенные территории, окутанные мифами пустыри и просто куда глаза глядят

Галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка» — пространство движения и действия: здесь проходят перформансы, импровизационные спектакли, концерты экспериментальной музыки. И даже на ежевоскресных сеансах рисования в этих стенах художники делают наброски не со статичной, а с движущейся в танце натуры. Новый выставочно-перформативный проект‎, реализованный здесь выпускниками Garage Academy, посвящен практике прогулки, которая начинается в «‎Точке 55.754630, 37.638530»‎ — это, собственно, и есть географические координаты галереи.

Прочерченные отсюда маршруты ведут в аномальные зоны, окутанные городскими легендами (Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева, ‎Related Slagheeps, 2021–2022), и на заброшенные призрачные территории, которые даже не имеют имени на карте (Владимир Чернышев, «Загородные практики», 2013–2020). Посетитель может попасть почти в эпицентр атомной аварии, произошедшей в 1957 году на Урале: тогда о катастрофе умалчивали советские газеты, а теперь о ней говорят березы, на спиле которых можно обнаружить темные участки, пораженные излучением (Павел Отдельнов, «‎Звенящий след», 2021). Также можно стать участником экспедиции в город Березняки, который был возведен на месте обмелевшего еще в древности Пермского моря, а сегодня буквально проваливается под землю (Екатерина Балабан, «‎Море волнуется»‎, 2018–2022).

Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева. Из проекта «Related slagheep ... графия». 2021–2022. Фото: Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева
Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева. Из проекта «Related slagheep ... графия». 2021–2022.
Фото: Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева

Перемещаясь по экспозиционным залам внутри точки 55.754630, 37.638530, ты ментально выходишь далеко за ее пределы. Это вполне соответствует духу картографических экспериментов членов Ситуационистского интернационала во главе с их лидером, французским философом Ги Дебором, который со второй половины 1950-х развивал идею психогеографического дрейфа. Под этим термином понимается эмоциональное и эстетическое исследование городской среды через перемещение по спонтанным маршрутам без какой-либо заданной цели. Ситуационисты, к примеру, могли блуждать по городу, используя карту другого города.

Эти практики подхватывают и продолжают некоторые участники выставки. Так, Катя Рыблова приглашает к виртуальному фланированию по ландшафтам спутниковых карт («‎Етопланетаземля»‎, 2022). Тем временем Анна Мартыненко предлагает своего рода сценарий дрейфа (пусть «‎сценарий дрейфа»‎ и звучит как оксюморон) по Москве; для каждого, кто будет следовать инструкциям художницы, прогулка обернется уникальным саунд-спектаклем — стоит лишь внимательно прислушаться к шуму города («‎Граунд & Андерграунд»‎, 2022). Пример «анти-дрейфа» находим в кинетическом объекте ::vtol::, который визуализирует паттерны передвижения жителей моногородов (Tracer, 2018‎). Тему внутреннего противоречия, свойственного упорядоченной прогулке заключенных, акцентируют Тема Костенко и Валя Николайчук. Они установили решетки на окна полукруглого эркера «ГРАУНД Солянки», а к потолку подвесили таблички с различными «‎воспитательными» надписями — такие установлены в Бутырской тюрьме («‎Прогулка», 2022).‎

::vtol::. Tracer. Кинетический объект. 2018. Фото: Дмитрий ::vtol:: Морозов
::vtol::. Tracer. Кинетический объект. 2018.
Фото: Дмитрий ::vtol:: Морозов

Прогулку, как завещал Ги Дебор, надо воспринимать чувственно. Так и с этой выставкой. Здесь можно погрузить руку в песок со дна антропогенной пещеры и вдохнуть его затхлый запах (Александр Никольский, «Пещера», 2021), прислушаться к гулкому голосу льдов Байкала (Егор Ткаченко, «Беззвучный свидетель», 2022), ощутить, как Анастасия Богомолова дрогнет на дне пустой промерзшей могилы, где когда-то лежали останки заключенных ГУЛАГа («Сон», 2016). Примеры обостренного восприятия и переживания повседневности обнаруживаются в фотопроекте Константина Грибова 10,000 Steps (2010–2022), где городская действительность превращается в некое субъективное галлюцинаторное видение, а также в графических работах Тимофея Зверко, который, изображая совершенно непримечательные объекты вроде груды камней на земле или кучи гравия на стройке, получает настоящие постапокалиптические — или космические — пейзажи («‎Полевые заметки», 2021–2022‎).

Константин Грибов. Из проекта «10,000 Steps». 2010–2022. Фото: Константин Грибов
Константин Грибов. Из проекта «10,000 Steps». 2010–2022.
Фото: Константин Грибов

Хотя ключевым вдохновителем для кураторов и художников, судя по отдельным экспликациям, выступил Ги Дебор, выставка заставляет вспомнить и другого французского философа — Мишеля де Серто. В труде «‎Изобретение повседневности» (1980) он осмысляет акт прогулки как практику, в рамках которой каждый из нас непроизвольно демонстрирует сопротивление навязанному порядку — ведь невозможно отнять у человека свободу импровизировать в выборе маршрутов и обходных путей.

«ГРАУНД Солянка»
‎«Точка 55.754630, 37.638530»
До 3 июля

Самое читаемое:
1
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
2
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
3
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
7
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ посвящены безмятежной жизни детей императора в годы, когда еще ничто не предвещало екатеринбургской трагедии
22.05.2023
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+