18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Психогеография на Солянке

Екатерина Балабан. Из проекта «Море волнуется». 2018–2022. Фото: Екатерина Балабан
Екатерина Балабан. Из проекта «Море волнуется». 2018–2022.
Фото: Екатерина Балабан

Выставочно-перформативный проект «‎Точка 55.754630, 37.638530»‎, реализованный в «ГРАУНД Солянке» магистрантами базовой кафедры музея «‎Гараж» и НИУ ВШЭ, ведет зрителя на заброшенные территории, окутанные мифами пустыри и просто куда глаза глядят

Галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка» — пространство движения и действия: здесь проходят перформансы, импровизационные спектакли, концерты экспериментальной музыки. И даже на ежевоскресных сеансах рисования в этих стенах художники делают наброски не со статичной, а с движущейся в танце натуры. Новый выставочно-перформативный проект‎, реализованный здесь выпускниками Garage Academy, посвящен практике прогулки, которая начинается в «‎Точке 55.754630, 37.638530»‎ — это, собственно, и есть географические координаты галереи.

Прочерченные отсюда маршруты ведут в аномальные зоны, окутанные городскими легендами (Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева, ‎Related Slagheeps, 2021–2022), и на заброшенные призрачные территории, которые даже не имеют имени на карте (Владимир Чернышев, «Загородные практики», 2013–2020). Посетитель может попасть почти в эпицентр атомной аварии, произошедшей в 1957 году на Урале: тогда о катастрофе умалчивали советские газеты, а теперь о ней говорят березы, на спиле которых можно обнаружить темные участки, пораженные излучением (Павел Отдельнов, «‎Звенящий след», 2021). Также можно стать участником экспедиции в город Березняки, который был возведен на месте обмелевшего еще в древности Пермского моря, а сегодня буквально проваливается под землю (Екатерина Балабан, «‎Море волнуется»‎, 2018–2022).

Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева. Из проекта «Related slagheep ... графия». 2021–2022. Фото: Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева
Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева. Из проекта «Related slagheep ... графия». 2021–2022.
Фото: Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева

Перемещаясь по экспозиционным залам внутри точки 55.754630, 37.638530, ты ментально выходишь далеко за ее пределы. Это вполне соответствует духу картографических экспериментов членов Ситуационистского интернационала во главе с их лидером, французским философом Ги Дебором, который со второй половины 1950-х развивал идею психогеографического дрейфа. Под этим термином понимается эмоциональное и эстетическое исследование городской среды через перемещение по спонтанным маршрутам без какой-либо заданной цели. Ситуационисты, к примеру, могли блуждать по городу, используя карту другого города.

Эти практики подхватывают и продолжают некоторые участники выставки. Так, Катя Рыблова приглашает к виртуальному фланированию по ландшафтам спутниковых карт («‎Етопланетаземля»‎, 2022). Тем временем Анна Мартыненко предлагает своего рода сценарий дрейфа (пусть «‎сценарий дрейфа»‎ и звучит как оксюморон) по Москве; для каждого, кто будет следовать инструкциям художницы, прогулка обернется уникальным саунд-спектаклем — стоит лишь внимательно прислушаться к шуму города («‎Граунд & Андерграунд»‎, 2022). Пример «анти-дрейфа» находим в кинетическом объекте ::vtol::, который визуализирует паттерны передвижения жителей моногородов (Tracer, 2018‎). Тему внутреннего противоречия, свойственного упорядоченной прогулке заключенных, акцентируют Тема Костенко и Валя Николайчук. Они установили решетки на окна полукруглого эркера «ГРАУНД Солянки», а к потолку подвесили таблички с различными «‎воспитательными» надписями — такие установлены в Бутырской тюрьме («‎Прогулка», 2022).‎

::vtol::. Tracer. Кинетический объект. 2018. Фото: Дмитрий ::vtol:: Морозов
::vtol::. Tracer. Кинетический объект. 2018.
Фото: Дмитрий ::vtol:: Морозов

Прогулку, как завещал Ги Дебор, надо воспринимать чувственно. Так и с этой выставкой. Здесь можно погрузить руку в песок со дна антропогенной пещеры и вдохнуть его затхлый запах (Александр Никольский, «Пещера», 2021), прислушаться к гулкому голосу льдов Байкала (Егор Ткаченко, «Беззвучный свидетель», 2022), ощутить, как Анастасия Богомолова дрогнет на дне пустой промерзшей могилы, где когда-то лежали останки заключенных ГУЛАГа («Сон», 2016). Примеры обостренного восприятия и переживания повседневности обнаруживаются в фотопроекте Константина Грибова 10,000 Steps (2010–2022), где городская действительность превращается в некое субъективное галлюцинаторное видение, а также в графических работах Тимофея Зверко, который, изображая совершенно непримечательные объекты вроде груды камней на земле или кучи гравия на стройке, получает настоящие постапокалиптические — или космические — пейзажи («‎Полевые заметки», 2021–2022‎).

Константин Грибов. Из проекта «10,000 Steps». 2010–2022. Фото: Константин Грибов
Константин Грибов. Из проекта «10,000 Steps». 2010–2022.
Фото: Константин Грибов

Хотя ключевым вдохновителем для кураторов и художников, судя по отдельным экспликациям, выступил Ги Дебор, выставка заставляет вспомнить и другого французского философа — Мишеля де Серто. В труде «‎Изобретение повседневности» (1980) он осмысляет акт прогулки как практику, в рамках которой каждый из нас непроизвольно демонстрирует сопротивление навязанному порядку — ведь невозможно отнять у человека свободу импровизировать в выборе маршрутов и обходных путей.

«ГРАУНД Солянка»
‎«Точка 55.754630, 37.638530»
До 3 июля

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+