18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пенсионер Академии художеств, прикипевший к Тунису, на выставке в Русском музее

Александр Рубцов. «Бени Киар». 1919. Собрание Меди Дусса. Фото: Государственный Русский музей
Александр Рубцов. «Бени Киар». 1919. Собрание Меди Дусса.
Фото: Государственный Русский музей
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Русский музей знакомит публику с творчеством Александра Рубцова (1884–1949) — мастера, более известного в Северной Африке, чем в России. Все экспонаты на выставку предоставлены коллекционером и предпринимателем из Туниса Меди Дуссом

Александр Рубцов (1884–1949) родился в Петербурге. В возрасте девяти лет был принят в рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств, где его наставником стал известный живописец Ян Ционглинский. Потом была Академия художеств, где Рубцов продолжил учиться у того же мастера. Звание «художника по живописи», полученное по окончании академии в 1912 году, давало право на фундаментальную четырехлетнюю пенсионерскую поездку. Она сыграла решающую роль в судьбе художника.

Александр Рубцов. «Мужчина с татуировками». 1930. Собрание Меди Дусса. Фото: Государственный Русский музей
Александр Рубцов. «Мужчина с татуировками». 1930. Собрание Меди Дусса.
Фото: Государственный Русский музей

«Мое краткое пребывание в Танжере дало мне мысль провести второй год моего пенсионерства в Тунисе», — замечает Рубцов в одном из писем. Художник вернулся в Петербург дважды, ненадолго. Потом началась Первая мировая война. Академия разрешила Рубцову остаться в Тунисе еще на год, до декабря 1917-го, но уже без денежного содержания. Тогда художник принял решение зарабатывать собственным трудом в новой для себя стране.

В дневнике он записал: «Я приехал в Тунис всего на несколько месяцев и остаюсь здесь на всю жизнь. Человек предполагает, Бог располагает».

Тунис находился под протекторатом Франции. Рубцов становится французским художником русского происхождения. «Родившимся в Петербурге», как он любил говорить. В 1921 году получил возможность провести первую персональную выставку в Париже. Через девять лет впервые участвовал в Салоне независимых. В Тунисе работал много, выставлялся ежегодно, подписывал картины на арабский манер — «Искандер Рубцов».

Он объездил всю страну — на автомобиле, на верблюдах и ослах, а то и пешком. «В Тунисе так много предметов для живописи, что я не хочу больше тратить драгоценное время на бритье. В Санкт-Петербурге я всегда был гладко выбрит. В Тунисе же волей-неволей отпустил бороду», — признавался Рубцов.

Александр Рубцов. «Автопортрет». 1919. Фрагмент. Собрание Меди Дусса. Фото: Государственный Русский музей
Александр Рубцов. «Автопортрет». 1919. Фрагмент. Собрание Меди Дусса.
Фото: Государственный Русский музей

Наследие художника составляет около 3 тыс. картин. Все экспонаты на выставку предоставил коллекционер Меди Дусс, тунисский предприниматель, живущий в Москве. Он собирает произведения Рубцова около 20 лет.

Любимых сюжетов у Александра Рубцова три. Во-первых, это изображения арабских женщин в колоритных национальных костюмах («Алия», «Бедуинка», «Чесальщицы шерсти»). Рубцов точен в этнографических деталях, но не чужд любования и романтики. Напротив, изображение европеек и европеизированных дам — холодно-отстраненное, даже если их тела совершенны, как у «Юной спортсменки, чемпионки Туниса по плаванию среди юниорок».

Однако фирменным жанром художника все-таки были пейзажи. Чаще всего он писал виды Сиди-Бу-Саид  — города, основанного в XII веке на берегу Средиземного моря, во времена Рубцова он считался «тунисским Монмартром». Художник называл его самым красивым местом на Земле. Там сохранялась белая гамма стен домов и голубая — ставень и дверей. От последних, по мнению тунисцев, начинается дорога в Сахару. Андрей Белый как-то заметил, что «Сиди-Бу-Саидом кидается Африка в море; за морем — Европа». У Рубцова город никуда не кидается, он вальяжно расположился на теплом морском берегу, как на картинах «Вид на Сиди-Бу-Саид» или «В садах Сиди-Бу-Саида».

Русский музей дополнил выставку картиной «Марокко. Танжер» Яна Ционглинского и акварелью Василия Кандинского «Сумерки. Тунис» — в память об учителе и о другом современнике Рубцова, имевшем совершенно иные взгляды на искусство. 

Государственный Русский музей
«Александр Рубцов»
До 19 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+