Пенсионер Академии художеств, прикипевший к Тунису, на выставке в Русском музее

Александр Рубцов. «Бени Киар». 1919. Собрание Меди Дусса. Фото: Государственный Русский музей
Александр Рубцов. «Бени Киар». 1919. Собрание Меди Дусса.
Фото: Государственный Русский музей
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Русский музей знакомит публику с творчеством Александра Рубцова (1884–1949) — мастера, более известного в Северной Африке, чем в России. Все экспонаты на выставку предоставлены коллекционером и предпринимателем из Туниса Меди Дуссом

Александр Рубцов (1884–1949) родился в Петербурге. В возрасте девяти лет был принят в рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств, где его наставником стал известный живописец Ян Ционглинский. Потом была Академия художеств, где Рубцов продолжил учиться у того же мастера. Звание «художника по живописи», полученное по окончании академии в 1912 году, давало право на фундаментальную четырехлетнюю пенсионерскую поездку. Она сыграла решающую роль в судьбе художника.

Александр Рубцов. «Мужчина с татуировками». 1930. Собрание Меди Дусса. Фото: Государственный Русский музей
Александр Рубцов. «Мужчина с татуировками». 1930. Собрание Меди Дусса.
Фото: Государственный Русский музей

«Мое краткое пребывание в Танжере дало мне мысль провести второй год моего пенсионерства в Тунисе», — замечает Рубцов в одном из писем. Художник вернулся в Петербург дважды, ненадолго. Потом началась Первая мировая война. Академия разрешила Рубцову остаться в Тунисе еще на год, до декабря 1917-го, но уже без денежного содержания. Тогда художник принял решение зарабатывать собственным трудом в новой для себя стране.

В дневнике он записал: «Я приехал в Тунис всего на несколько месяцев и остаюсь здесь на всю жизнь. Человек предполагает, Бог располагает».

Тунис находился под протекторатом Франции. Рубцов становится французским художником русского происхождения. «Родившимся в Петербурге», как он любил говорить. В 1921 году получил возможность провести первую персональную выставку в Париже. Через девять лет впервые участвовал в Салоне независимых. В Тунисе работал много, выставлялся ежегодно, подписывал картины на арабский манер — «Искандер Рубцов».

Он объездил всю страну — на автомобиле, на верблюдах и ослах, а то и пешком. «В Тунисе так много предметов для живописи, что я не хочу больше тратить драгоценное время на бритье. В Санкт-Петербурге я всегда был гладко выбрит. В Тунисе же волей-неволей отпустил бороду», — признавался Рубцов.

Александр Рубцов. «Автопортрет». 1919. Фрагмент. Собрание Меди Дусса. Фото: Государственный Русский музей
Александр Рубцов. «Автопортрет». 1919. Фрагмент. Собрание Меди Дусса.
Фото: Государственный Русский музей

Наследие художника составляет около 3 тыс. картин. Все экспонаты на выставку предоставил коллекционер Меди Дусс, тунисский предприниматель, живущий в Москве. Он собирает произведения Рубцова около 20 лет.

Любимых сюжетов у Александра Рубцова три. Во-первых, это изображения арабских женщин в колоритных национальных костюмах («Алия», «Бедуинка», «Чесальщицы шерсти»). Рубцов точен в этнографических деталях, но не чужд любования и романтики. Напротив, изображение европеек и европеизированных дам — холодно-отстраненное, даже если их тела совершенны, как у «Юной спортсменки, чемпионки Туниса по плаванию среди юниорок».

Однако фирменным жанром художника все-таки были пейзажи. Чаще всего он писал виды Сиди-Бу-Саид  — города, основанного в XII веке на берегу Средиземного моря, во времена Рубцова он считался «тунисским Монмартром». Художник называл его самым красивым местом на Земле. Там сохранялась белая гамма стен домов и голубая — ставень и дверей. От последних, по мнению тунисцев, начинается дорога в Сахару. Андрей Белый как-то заметил, что «Сиди-Бу-Саидом кидается Африка в море; за морем — Европа». У Рубцова город никуда не кидается, он вальяжно расположился на теплом морском берегу, как на картинах «Вид на Сиди-Бу-Саид» или «В садах Сиди-Бу-Саида».

Русский музей дополнил выставку картиной «Марокко. Танжер» Яна Ционглинского и акварелью Василия Кандинского «Сумерки. Тунис» — в память об учителе и о другом современнике Рубцова, имевшем совершенно иные взгляды на искусство. 

Государственный Русский музей
«Александр Рубцов»
До 19 сентября

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+