18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скоростная магистраль «Поезд майя» вызвала протесты

Проект «Поезд майя» должен привлечь еще больше туристов к пирамиде Кукулькана в Чичен-Ице. Фото: Moises Vazquez
Проект «Поезд майя» должен привлечь еще больше туристов к пирамиде Кукулькана в Чичен-Ице.
Фото: Moises Vazquez
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Мексиканское правительство обвиняют в игнорировании археологической ценности Юкатана из-за строительства 1500-километровой высокоскоростной железной дороги, которая проходит вблизи почти неисследованных святилищ майя

Споры вокруг проекта «Поезд майя» с бюджетом $9,8 млрд, в рамках которого ведется строительство высокоскоростной железнодорожной линии, соединяющей ключевые туристические достопримечательности на юго-востоке полуострова Юкатан, достигли апогея. Археологи и экоактивисты протестуют против затеянного властями проекта. Протянувшаяся на 1,5 тыс. км вокруг полуострова линия включает около 20 станций; маршрут соединит руины города майя Паленке в штате Чьяпас с курортным Канкуном на Карибском побережье. Этот проект был одним из главных предвыборных обещаний президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Теперь политика обвиняют в том, что он поторопился, объявив, что завершит новую железную дорогу к концу своего срока в 2024 году.

Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана, создав около миллиона рабочих мест и сделав отдаленные древние достопримечательности доступнее для туристов. Однако противники проекта говорят, что правительство утаивает катастрофические риски, которые он представляет для экологии и археологического наследия региона. Против новой железной дороги начали протестовать сразу, еще со старта строительства в 2018 году; в последнее время пикеты сосредоточились на пятой очереди проекта, недалеко от курорта Плая-дель-Кармен. Активисты утверждают, что прокладка железнодорожной линии через тропический лес, о чем Обрадор заявил в январе, нанесет огромный ущерб окружающей среде и древним памятникам майя.

Между Плая-дель-Кармен и Канкуном уже обрушилось несколько сенотов — карстовых воронок с озерами с пресной водой, образовавшихся за миллионы лет в пористых породах Юкатана. Это значит, что из-за новой железнодорожной линии разрушится еще больше уникальных пещер. Сеноты почитались древними майя, по­этому в их окрестностях часто находят алтари и святилища. В регионе насчитывается более 40 уникальных подземных сенотов-храмов.

«Проблема в том, что этот район до сих пор почти не исследован, и мы не знаем, какие тайны он хранит», — говорит Мигель Коваррубиас, независимый археолог, специализирующийся на Юкатане. «Мексиканское правительство, называя нас псевдо­экологами и псевдоархеологами, направило туда военных, чтобы убедиться, что все идет по плану. Обрадор даже обвинил нас в том, что нам заплатили за протесты», — рассказывает он.

Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана. Фото: Aidia Studio
Власти утверждают, что «Поезд майя» поможет удвоить экономический рост Юкатана.
Фото: Aidia Studio

Власти обратились в федеральное бюро по охране наследия — Национальный институт антропологии и истории (INAH) — для проведения инженерных изысканий и раскопок вдоль маршрута «Поезда майя». INAH отчитался о находках, среди которых более 3 тыс. построек доиспанского периода, свыше 80 мест захоронений и тысячи предметов, например хорошо сохранившееся каноэ майя, возраст которого превышает тысячу лет. Оно было обнаружено в сеноте недалеко от Чичен-Ицы. Опросив местных жителей, активисты утверждают, что о множестве археологических находок власти умалчивают, а на участках орудуют «черные копатели». «Инженерные изыскания, которые должны быть сделаны до начала строительства, проводятся в спешке и не так, как требуется для участков, представляющих археологическую ценность, — утверждает Коваррубиас. — У INAH нет возможности все контролировать: это маленький институт с небольшим бюджетом и очень ограниченным числом археологов, причем некоторых из них, возможно, подкупили частные компании».

В марте активисты из Гринписа привязали себя к бульдозерам в ходе мирного протеста, который привлек внимание национальных СМИ и федеральной полиции. «После этого президент Мексики дважды упомянул Гринпис на пресс-конференциях, заявив, что целью протеста было заклеймить его администрацию», — говорит Густаво Ампугнани, директор мексиканского филиала организации.

Он отмечает, что первоначально пятую очередь железнодорожной линии планировалось построить параллельно шоссе, но после возражений от курортов маршрут изменили. «Там уже подготовили почву, а когда переносишь трассу еще на 3–5 км в глубь леса, надо снова решать проблемы. До сих пор не провели экологическую экспертизу, чтобы показать масштабы воздействия на экосистему», — объясняет Ампугнани.

В конце апреля окружной суд, удовлетворив иск, поданный группой экологов и спелеологов, постановил приостановить строительство, так как на площадке не были проведены необходимые изыскания. Вопрос о том, будет ли строительство заморожено навсегда, пока остается нерешенным. «Власти просто прут вперед, — добавляет Ампугнани. — Некоторые общины майя получили огромную компенсацию за молчание. Так что они с радостью продвигают проект „Поезд майя“».

Проект финансируется за счет туристического налога, введенного на территории Юкатана, и федеральных средств, перенаправленных из других программ, а также путем колоссального увеличения бюджета Департамента туризма — на 650% в 2021 году, из которых 95% было выделено на железнодорожную линию. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+