18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дело Августа Зандера и NFT

Август Зандер. Рауль Хаусман в образе танцовщика. 1939. Фрагмент. Фото: August Sander Archive
Август Зандер. Рауль Хаусман в образе танцовщика. 1939. Фрагмент.
Фото: August Sander Archive
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Смелый шаг потомка немецкого фотографа, выпустившего «Коллекцию Августа Зандера» в NFT, вызвал споры. Их итог может создать прецедент для трактовки закона о защите авторских прав на арт-работы в блокчейне

Джулиан Зандер называл «Коллекцию 10K Августа Зандера» из 10 тыс. снимков, переведенных в NFT, «первым шагом в „дивный новый мир“». Теперь же, по его словам, «ситуация напоминает балаган». А ведь событие историческое. Впервые архив ключевой фигуры из мира фотографии был бы доступен в виде NFT, что позволило бы важнейшей коллекции стать всеобщим достоянием в блокчейне. Однако авторитетная немецкая культурная организация перекрыла проекту кислород, предъявив авторские права на архив Августа Зандера. Судебное разбирательство может создать прецедент, который будет иметь огромные последствия для многих фотографов, размышляющих о том, как выйти на бурно развивающийся рынок NFT.

План казался простым. Джулиан Зандер, правнук Августа Зандера, собрался сделать весь архив легендарного немецкого фотографа — все 10,7 тыс. фотографий — доступным в виде NFT на блокчейн-платформе OpenSea.

Они должны были раздаваться бесплатно; потенциальному покупателю, чтобы стать владельцем цифровой версии снимка одного из самых почитаемых мастеров фотографии, пришлось бы только оплатить административный сбор, так называемую плату за чеканку. Так правнук фотографа собирался «закрепить наследие Августа Зандера в блокчейне».

Проект был запущен 10 февраля. Его инициатором выступил семейный фонд Августа Зандера, которым управляет Джулиан Зандер, арт-дилер и галерист из Кельна, вместе со швейцарской галереей Hauser & Wirth. Проект стартовал в партнерстве с трастом Fellowship, инициативой в сфере NFT-фотографии, соучредителем которого является мексиканский фотограф Алехандро Картахена, чемпион NFT-фотографии. Проект сопровождался громкой кампанией, напоминавшей о том, какой огромный вклад внес Август Зандер в развитие фотографии.

Фотограф Август Зандер. Фото: August Sander Archive
Фотограф Август Зандер.
Фото: August Sander Archive

Многие любители фотоискусства мечтают стать обладателями оригинального кадра Зандера, и сначала торговля коллекцией в Сети шла очень бойко. За несколько недель было выручено свыше 400 эфиров (ETH), что в настоящее время эквивалентно более $1,2 млн. Фотографы уровня американца Грегори Халперна с восхищением рассказывали в соцсетях, что купили NFT Зандера из «Коллекции 10K». «Я постоянно слышу, что фотография никогда не будет прежней, — писал Халперн. — Теперь это правда».

И вдруг внезапно коллекцию сняли с продажи, потому что Джулиан Зандер якобы не владеет авторскими правами на работы своего прадеда.

«Коллекция 10K», таким образом, может нарушать закон об авторском праве и все сделки Зандера с NFT оказываются нелегальными. Иск о нарушении авторских прав поступил от SK Stiftung Kultur, кельнского некоммерческого культурного фонда. В 1992 году отец Джулиана и внук Августа Герд Зандер, также галерист из Кельна, продал права фонду SK Stiftung Kultur, с которым тесно сотрудничал на протяжении всей своей карьеры. SK Stiftung Kultur владеет авторскими правами на архив до 20 апреля 2034 года. Получается, что с 1992 года распространением и сохранением 10,7 тыс. оригинальных негативов и примерно 3,5 тыс. отпечатков ведает фонд, а не семья Зандер.

Досье
Чем известен Август Зандер

Август Зандер родился в 1876 году в Германии в семье плотника. Подростком работал на угледобыче. Тогда же открыл для себя фотографию. Пользоваться фотоаппаратом его научил дядя. Сначала Зандер занимался коммерческой фотографией, а затем присоединился к радикальной арт-группе «Кельнские прогрессисты». Зандер, проживший в Кельне вплоть до своей смерти в 1964 году, задокументировал Германию времен Веймарской республики и нацизма в тысяче портретов. Этот проект он назвал «Люди ХХ века». Его сын Эрих Зандер, член Социалистической рабочей партии, стал жертвой нацистского режима. Август похоронен рядом с Эрихом на кельнском кладбище «Мелатен». Сын, внук и правнук Августа Зандера впоследствии систематизировали архивы фотографа, чем вписали его имя в число самых влиятельных европейских художников прошлого века. В 2013 году ретроспектива Августа Зандера прошла в Москве в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии».

Еще…

После того как «Коллекция 10K» была снята с OpenSea, Fellowship Trust и Джулиан Зандер выступили с заявлением. Они признали, что «третья сторона... утверждает, что имеет права на архив Августа Зандера». «Но я считаю, что эти требования необоснованны», — говорит правнук фотографа. В беседе с The Art Newspaper он резко высказался по поводу скандала, вызванного обвинением в нарушении авторских прав: «Нелепая трата времени и денег для всех… Тем, кто затеял эту тяжбу, должно быть стыдно».

Зандер активно позиционировал «Коллекцию 10K» как уникальную новинку. Представляя проект, он писал: «Мы создаем платформу, которая может стать примером того, как фотографическое наследие может быть не только сохранено, но и приумножено благодаря поддержке сообщества, децентрализации и технологии блокчейн». О чем умолчали, так это об авторских отчислениях. Изначально покупка NFT Августа Зандера обходилась почти даром, трейдеру нужно было заплатить только за «чеканку» токена. Но за все операции по перепродаже NFT на базе смарт-контракта взимается 10% роялти, причем Джулиан Зандер получает 7,5% от всех перепродаж, а Fellowship Trust — оставшиеся 2,5%. Завуалированная коммерческая составляющая проекта вызвала жаркие споры, известные фотографы ставят под сомнение его «кристально честные» мотивы. «Все набросились на эту тему. „Боже мой, он просто пытается нажиться!“ Нет, не пытаюсь... Я человек состоятельный. Мне это не нужно», — утверждает Зандер в интервью The Art Newspaper.

Тем не менее, по его словам, коммерческий характер проекта обеспечивает его легитимность с точки зрения закона об авторском праве. Являясь некоммерческой организацией, фонд SK Stiftung Kultur не несет ответственности за продажу работ на мировом рынке, что позволяет Зандеру размещать изображения на коммерческих площадках, включая NFT-платформы. Это означает, что он смог создать «Коллекцию 10K» на OpenSea без привлечения SK Stiftung Kultur в силу «добросовестного использования» (термин, применяемый в законодательстве о защите авторских прав).

Август Зандер. Секретарь на западном немецком радио в Кельне. 1931. Фото:  August Sander Archive
Август Зандер. Секретарь на западном немецком радио в Кельне. 1931.
Фото: August Sander Archive

«OpenSea — это маркетплейс, — говорит Зандер. — Вот главный аргумент в этом споре». Попытка продавать фотографии на этом новом рынке, указывает он, так же правомерна, как и попытка продавать их на физической ярмарке. «Как арт-дилер, я имею законное право продавать снимки и зарабатывать на этом деньги, по праву добросовестного использования. Здесь есть четкие рамки». Он добавляет: «Одна из вещей, которую неправильно трактуют SK Stiftung Kultur и их адвокаты, заключается в том, что они рассматривают OpenSea как какой-то аналог „Картинок Google“. Но OpenSea — это маркетплейс, это рынок. Вот почему я даже не думал запрашивать разрешение у фонда». По словам Зандера, он планировал разделить часть средств, полученных от перепродаж, с SK Stiftung Kultur. «Остальные деньги пойдут на то, чтобы компенсировать мне сотни тысяч евро, которые я вложил в проект, — говорит он. — Ничего не делается бесплатно. Я не согласен с заявлением, что культура должна быть бесплатной».

Судебная тяжба между SK Stiftung Kultur и Джулианом Зандером в самом разгаре, и ее исход не только определит будущее «Коллекции 10K», но и создаст прецедент для трактовки закона о защите авторских прав на арт-работы в блокчейне. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+