Художница Паула Регу умерла в возрасте 87 лет

Художница Паула Регу в своей студии. 2021. Фото: Nick Willing
Художница Паула Регу в своей студии. 2021.
Фото: Nick Willing

Британско-португальская художница, известная монументальными работами, была одной из участниц арт-группы The London Group. В 2021-м ретроспектива Регу прошла в Тейт Бритен, а в этом году она — одна из ключевых фигур на Венецианской биеннале

Как говорится в заявлении представлявшей ее галереи Victoria Miro, художница умерла после непродолжительной болезни дома, в Северном Лондоне, в окружении семьи. «Мы искренне сопереживаем вместе с ее детьми, Ником, Касом и Викторией Уиллинг, а также внуками и правнуками».

Мария Паула Фигейруа Регу родилась 26 января 1935 года в католической семье в португальском Лиссабоне. У родителей она была единственным ребенком. Отец Паулы был инженером и антифашистом, мать — художницей. Хотя Регу начала рисовать в возрасте четырех лет, позже она рассказывала, что мама никогда не поощряла это ее занятие.

В детстве родители жили между Фринтон-он-Си в Эссексе и Лиссабоном, иногда оставляя дочку на попечение бабушки, двоюродной бабушки с биполярным расстройством, а также множества горничных, а позже гувернантки донны Виолетты, которая, по словам Регу, запугивала ее. Бабушка же часто рассказывала сказки, впоследствии ставшие ключевым компонентом творчества художницы.

В 16 лет Паулу отправили учиться в Кент, после чего она поступила в Школу изящных искусств Феликса Слейда и окончила ее в 1956 году. В том же году она присоединилась к одному из радикальных объединений британских художников, к которому принадлежали Дэвид Хокни, Фрэнк Боулинг и Фрэнк Ауэрбах.

Паула Регу. The Artist in Her Studio. 1993. Фрагмент. Фото: © Paula Rego. Leeds Art Gallery/Bridgeman Images
Паула Регу. The Artist in Her Studio. 1993. Фрагмент.
Фото: © Paula Rego. Leeds Art Gallery/Bridgeman Images

За признание ей пришлось побороться: до 1987 года у нее не было ни одной крупной выставки в Великобритании. В книге «Паула Регу: забытые», опубликованной в марте этого года, художница Трейси Эмин спрашивает, чувствовала ли когда-нибудь Регу себя недооцененной. «Я чувствовала себя расстроенной и разбитой, — отвечает та. — Каждый раз, когда я продавала картину, я испытывала огромное облегчение».

В произведениях Паулы Регу часто можно увидеть отсылки к ее одинокому детству в Лиссабоне, опыту молодой матери в Лондоне и бурной современной истории Португалии. Также в ее картинах нередко звучит тема португальской диктатуры Салазара, против которой на протяжении всей своей жизни выступал ее отец. Тем не менее о Регу говорят как о художнице, относящейся к направлению «магический реализм». В ее картинах переплетаются португальская мифология, сцены из популярной португальской литературы, сказки, исторические реконструкции и католическое мировоззрение. При этом художница усложняла и кодировала свои работы, выходящие за рамки чисто фигуративных и автобиографических.

В беседе с зимбабвийской художницей Кудзанаи-Вайолет Хвами для «Забытых» Регу вспоминала: «Я всегда была очень застенчивой. Было много вещей, о которых я бы не стала говорить в реальной жизни, но в своих картинах я могла делать все что угодно. Это такое облегчение! Во всяком случае никто не пришел меня арестовать».

Регу редко писала автопортреты и большую часть своей карьеры работала маслом. Но в более позднем возрасте обратилась к пастели, все чаще работая в духе британских художников, таких как Фрэнсис Бэкон. После падения в 2017 году она создала серию монументальных пастельных рисунков собственного израненного лица, откровенно и беспощадно показывающих ее стареющее, слабеющее тело. Рисунки были выставлены в галерее Victoria Miro в том же году и вызвали одобрение критиков.

Портрет дочери Паулы Регу — Виктории Уиллинг. Пастель. 1995. Фрагмент. Фото: © Paula Rego
Портрет дочери Паулы Регу — Виктории Уиллинг. Пастель. 1995. Фрагмент.
Фото: © Paula Rego

На Венецианской биеннале нынешнего года Victoria Miro включила в экспозицию под названием «Тайны веры» (до 18 июня) «Снятие с Креста» (2002) Паулы Регу, которое много лет висело над кроватью художницы. Отсылая к христианскому искусству, рассказывающему о жизни Девы Марии, картина изображает саму Регу в образе молодой женщины, держащей наверху изможденное тело своего покойного мужа, художника Виктора Уиллинга. Он умер от рассеянного склероза в 1988 году в возрасте 60 лет.

Зал, полностью посвященный искусству Регу, также стал центральным элементом основного проекта Венецианской биеннале под названием «Молоко сновидений» (до 27 ноября) под кураторством Чечилии Алемани.

В 2010 году Регу была удостоена почетного звания и ордена дамы-командора Британской империи. В 2004-м ее наградили престижным Большим крестом ордена Сантьягу, вручаемого президентом Португалии.

В интервью The Art Newspaper в 2019 году Регу рассказала, для чего, по ее мнению, нужно искусство. «Люди всегда чувствовали потребность творить и оставлять свой след, они делали это даже на стенах пещер. Великое искусство раскрывает кое-что о нас. Это лучшее, что мы можем сделать».

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+