18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художница Паула Регу умерла в возрасте 87 лет

Художница Паула Регу в своей студии. 2021. Фото: Nick Willing
Художница Паула Регу в своей студии. 2021.
Фото: Nick Willing

Британско-португальская художница, известная монументальными работами, была одной из участниц арт-группы The London Group. В 2021-м ретроспектива Регу прошла в Тейт Бритен, а в этом году она — одна из ключевых фигур на Венецианской биеннале

Как говорится в заявлении представлявшей ее галереи Victoria Miro, художница умерла после непродолжительной болезни дома, в Северном Лондоне, в окружении семьи. «Мы искренне сопереживаем вместе с ее детьми, Ником, Касом и Викторией Уиллинг, а также внуками и правнуками».

Мария Паула Фигейруа Регу родилась 26 января 1935 года в католической семье в португальском Лиссабоне. У родителей она была единственным ребенком. Отец Паулы был инженером и антифашистом, мать — художницей. Хотя Регу начала рисовать в возрасте четырех лет, позже она рассказывала, что мама никогда не поощряла это ее занятие.

В детстве родители жили между Фринтон-он-Си в Эссексе и Лиссабоном, иногда оставляя дочку на попечение бабушки, двоюродной бабушки с биполярным расстройством, а также множества горничных, а позже гувернантки донны Виолетты, которая, по словам Регу, запугивала ее. Бабушка же часто рассказывала сказки, впоследствии ставшие ключевым компонентом творчества художницы.

В 16 лет Паулу отправили учиться в Кент, после чего она поступила в Школу изящных искусств Феликса Слейда и окончила ее в 1956 году. В том же году она присоединилась к одному из радикальных объединений британских художников, к которому принадлежали Дэвид Хокни, Фрэнк Боулинг и Фрэнк Ауэрбах.

Паула Регу. The Artist in Her Studio. 1993. Фрагмент. Фото: © Paula Rego. Leeds Art Gallery/Bridgeman Images
Паула Регу. The Artist in Her Studio. 1993. Фрагмент.
Фото: © Paula Rego. Leeds Art Gallery/Bridgeman Images

За признание ей пришлось побороться: до 1987 года у нее не было ни одной крупной выставки в Великобритании. В книге «Паула Регу: забытые», опубликованной в марте этого года, художница Трейси Эмин спрашивает, чувствовала ли когда-нибудь Регу себя недооцененной. «Я чувствовала себя расстроенной и разбитой, — отвечает та. — Каждый раз, когда я продавала картину, я испытывала огромное облегчение».

В произведениях Паулы Регу часто можно увидеть отсылки к ее одинокому детству в Лиссабоне, опыту молодой матери в Лондоне и бурной современной истории Португалии. Также в ее картинах нередко звучит тема португальской диктатуры Салазара, против которой на протяжении всей своей жизни выступал ее отец. Тем не менее о Регу говорят как о художнице, относящейся к направлению «магический реализм». В ее картинах переплетаются португальская мифология, сцены из популярной португальской литературы, сказки, исторические реконструкции и католическое мировоззрение. При этом художница усложняла и кодировала свои работы, выходящие за рамки чисто фигуративных и автобиографических.

В беседе с зимбабвийской художницей Кудзанаи-Вайолет Хвами для «Забытых» Регу вспоминала: «Я всегда была очень застенчивой. Было много вещей, о которых я бы не стала говорить в реальной жизни, но в своих картинах я могла делать все что угодно. Это такое облегчение! Во всяком случае никто не пришел меня арестовать».

Регу редко писала автопортреты и большую часть своей карьеры работала маслом. Но в более позднем возрасте обратилась к пастели, все чаще работая в духе британских художников, таких как Фрэнсис Бэкон. После падения в 2017 году она создала серию монументальных пастельных рисунков собственного израненного лица, откровенно и беспощадно показывающих ее стареющее, слабеющее тело. Рисунки были выставлены в галерее Victoria Miro в том же году и вызвали одобрение критиков.

Портрет дочери Паулы Регу — Виктории Уиллинг. Пастель. 1995. Фрагмент. Фото: © Paula Rego
Портрет дочери Паулы Регу — Виктории Уиллинг. Пастель. 1995. Фрагмент.
Фото: © Paula Rego

На Венецианской биеннале нынешнего года Victoria Miro включила в экспозицию под названием «Тайны веры» (до 18 июня) «Снятие с Креста» (2002) Паулы Регу, которое много лет висело над кроватью художницы. Отсылая к христианскому искусству, рассказывающему о жизни Девы Марии, картина изображает саму Регу в образе молодой женщины, держащей наверху изможденное тело своего покойного мужа, художника Виктора Уиллинга. Он умер от рассеянного склероза в 1988 году в возрасте 60 лет.

Зал, полностью посвященный искусству Регу, также стал центральным элементом основного проекта Венецианской биеннале под названием «Молоко сновидений» (до 27 ноября) под кураторством Чечилии Алемани.

В 2010 году Регу была удостоена почетного звания и ордена дамы-командора Британской империи. В 2004-м ее наградили престижным Большим крестом ордена Сантьягу, вручаемого президентом Португалии.

В интервью The Art Newspaper в 2019 году Регу рассказала, для чего, по ее мнению, нужно искусство. «Люди всегда чувствовали потребность творить и оставлять свой след, они делали это даже на стенах пещер. Великое искусство раскрывает кое-что о нас. Это лучшее, что мы можем сделать».

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+