Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма

Слева направо: 1. Елизавета Кругликова. «Автопортрет». 1930-е. Государственный музей-заповедник «Петергоф». 2. Анна Остроумова-Лебедева. «Портрет Елизаветы Кругликовой». 1925. Государственный Русский музей. 3. Михаил Нестеров. «Портрет художницы Кругликовой». 1938.  Государственная Третьяковская галерея. Фото: Музей русского импрессионизма
Слева направо: 1. Елизавета Кругликова. «Автопортрет». 1930-е. Государственный музей-заповедник «Петергоф». 2. Анна Остроумова-Лебедева. «Портрет Елизаветы Кругликовой». 1925. Государственный Русский музей. 3. Михаил Нестеров. «Портрет художницы Кругликовой». 1938. Государственная Третьяковская галерея.
Фото: Музей русского импрессионизма
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника

Основной массив выставки составляют «пары» — изображения одного и того же человека с разных точек зрения. «Селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же человека кисти его друга, учителя либо супруга-художника (или супруги). Зритель, в свою очередь, получает возможность сравнить, как человек видит себя сам и каким его зрят другие, друзья и коллеги.

По словам куратора Натальи Свиридовой, идея проекта родилась во время подготовки выставки «Охотники за искусством». Оказалось, что один из ее героев, коллекционер Яков Рубинштейн, если ему попадался портрет или автопортрет какого-либо живописца, обязательно старался разыскать и приобрести изображение того же человека, сделанное другой рукой, чтобы иметь более полное представление об авторе.

Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Мысль создать целую выставку по этому принципу показалась Музею русского импрессионизма весьма захватывающей. «Мы хотели поговорить о развитии русского портрета. Как известно, этот жанр сложно проследить стилистически, эволюционно, однако на русском материале это вполне возможно».

Временной охват — типичный для проектов музея: начиная со второй половины XIX века до первых десятилетий советской власти, таким образом, на выставку попадает и реализм, и Серебряный век, и авангард. Среди представленных авторов — Илья Репин, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Наталия Гончарова, Роберт Фальк, Владимир Татлин и многие другие, включая менее известных авторов, создавших, однако, весьма запоминающиеся портреты. В их числе Виктор Барт — соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин — ученик Роберта Фалька, Владимир Бехтеев — участник объединения «Синий всадник». Всего на выставке 35 таких портретных «комплектов» (иногда даже не по две, а по три картины), а также восемь одиночных автопортретов, выбранных создателями выставки, чтобы подчеркнуть некоторые пункты развития жанра.

Например, художница Елизавета Кругликова, помимо автопортрета, представлена дореволюционным силуэтом работы Анны Остроумовой-Лебедевой и советским портретом маслом кисти Михаила Нестерова.

Слева направо: 1. Дмитрий Стеллецкий. «Автопортрет». 1900–1925. Государственная Третьяковская галерея. 2. Борис Кустодиев. «Портрет Дмитрия Стеллецкого». 1901. Государственный Русский музей. 3. Исаак Бродский. «Портрет Ильи Репина». 1912. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. 4. Илья Репин. «Автопортрет». 1894. Фото: Музей русского импрессионизма
Слева направо: 1. Дмитрий Стеллецкий. «Автопортрет». 1900–1925. Государственная Третьяковская галерея. 2. Борис Кустодиев. «Портрет Дмитрия Стеллецкого». 1901. Государственный Русский музей. 3. Исаак Бродский. «Портрет Ильи Репина». 1912. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. 4. Илья Репин. «Автопортрет». 1894.
Фото: Музей русского импрессионизма

Автопортрет Зинаиды Серебряковой (куда же в такой теме без нее!), причем в состоянии беременности, что весьма редкая иконография, сопоставлен с графическим изображением Георгия Верейского, где она показана непривычно для зрителя. Также будут выставлены эскизы, на которых Серебрякова изучает свою мимику и жесты, — автопортреты, весьма далекие от ее привычных самопрезентаций, наполненных гармонией.

Среди открытий выставки можно назвать «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова, который экспонируется впервые, а также «Лизу в голубой шали» Роберта Фалька, впервые привезенную в Москву из Орла. Специально отреставрирован автопортрет Елизаветы Потехиной, одной из жен Фалька, — он приехал из запасников костромского музея.

Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1906. Из собрания семьи художницы, Москва. Фото: Музей русского импрессионизма
Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1906. Из собрания семьи художницы, Москва.
Фото: Музей русского импрессионизма

Некоторые пары картин оказываются почти идентичны по стилистике, как, например, беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой; другие же контрастируют, как автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой. Среди отобранных работ много изображений женщин, что придает проекту дополнительную глубину: на одних картинах кисти мужа художницы предстают исключительно как жены и музы, на других же — как равноправные творцы-живописцы. И любопытно разглядывать с такими супружескими портретами женские автопортреты, разбираясь в иерархии взаимоотношений в каждой паре.

Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Отдельно отметим специальный проект «Точки зрения: Федор Шаляпин», который развернулся на третьем этаже музея. Знаменитый певец и сам занимался изобразительным искусством, по-любительски делая автопортреты и шаржи на приятелей, писал картины, лепил. А также Шаляпин на протяжении десятилетий привлекал самое пристальное внимание художников своего времени, которые видели в его пластичной натуре идеальную модель и создавали его портреты как в повседневных образах (подчас затрапезных), так и в величественных театральных перевоплощениях. Помимо автопортретов, мы видим здесь Константина Коровина, Александра Головина, последний прижизненный портрет артиста, выполненный Василием Шухаевым, и бронзовый бюст работы Паоло Трубецкого.  

Музей русского импрессионизма
«Точки зрения»
До 2 октября

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+