18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма

Слева направо: 1. Елизавета Кругликова. «Автопортрет». 1930-е. Государственный музей-заповедник «Петергоф». 2. Анна Остроумова-Лебедева. «Портрет Елизаветы Кругликовой». 1925. Государственный Русский музей. 3. Михаил Нестеров. «Портрет художницы Кругликовой». 1938.  Государственная Третьяковская галерея. Фото: Музей русского импрессионизма
Слева направо: 1. Елизавета Кругликова. «Автопортрет». 1930-е. Государственный музей-заповедник «Петергоф». 2. Анна Остроумова-Лебедева. «Портрет Елизаветы Кругликовой». 1925. Государственный Русский музей. 3. Михаил Нестеров. «Портрет художницы Кругликовой». 1938. Государственная Третьяковская галерея.
Фото: Музей русского импрессионизма
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника

Основной массив выставки составляют «пары» — изображения одного и того же человека с разных точек зрения. «Селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же человека кисти его друга, учителя либо супруга-художника (или супруги). Зритель, в свою очередь, получает возможность сравнить, как человек видит себя сам и каким его зрят другие, друзья и коллеги.

По словам куратора Натальи Свиридовой, идея проекта родилась во время подготовки выставки «Охотники за искусством». Оказалось, что один из ее героев, коллекционер Яков Рубинштейн, если ему попадался портрет или автопортрет какого-либо живописца, обязательно старался разыскать и приобрести изображение того же человека, сделанное другой рукой, чтобы иметь более полное представление об авторе.

Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Мысль создать целую выставку по этому принципу показалась Музею русского импрессионизма весьма захватывающей. «Мы хотели поговорить о развитии русского портрета. Как известно, этот жанр сложно проследить стилистически, эволюционно, однако на русском материале это вполне возможно».

Временной охват — типичный для проектов музея: начиная со второй половины XIX века до первых десятилетий советской власти, таким образом, на выставку попадает и реализм, и Серебряный век, и авангард. Среди представленных авторов — Илья Репин, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Наталия Гончарова, Роберт Фальк, Владимир Татлин и многие другие, включая менее известных авторов, создавших, однако, весьма запоминающиеся портреты. В их числе Виктор Барт — соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин — ученик Роберта Фалька, Владимир Бехтеев — участник объединения «Синий всадник». Всего на выставке 35 таких портретных «комплектов» (иногда даже не по две, а по три картины), а также восемь одиночных автопортретов, выбранных создателями выставки, чтобы подчеркнуть некоторые пункты развития жанра.

Например, художница Елизавета Кругликова, помимо автопортрета, представлена дореволюционным силуэтом работы Анны Остроумовой-Лебедевой и советским портретом маслом кисти Михаила Нестерова.

Слева направо: 1. Дмитрий Стеллецкий. «Автопортрет». 1900–1925. Государственная Третьяковская галерея. 2. Борис Кустодиев. «Портрет Дмитрия Стеллецкого». 1901. Государственный Русский музей. 3. Исаак Бродский. «Портрет Ильи Репина». 1912. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. 4. Илья Репин. «Автопортрет». 1894. Фото: Музей русского импрессионизма
Слева направо: 1. Дмитрий Стеллецкий. «Автопортрет». 1900–1925. Государственная Третьяковская галерея. 2. Борис Кустодиев. «Портрет Дмитрия Стеллецкого». 1901. Государственный Русский музей. 3. Исаак Бродский. «Портрет Ильи Репина». 1912. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. 4. Илья Репин. «Автопортрет». 1894.
Фото: Музей русского импрессионизма

Автопортрет Зинаиды Серебряковой (куда же в такой теме без нее!), причем в состоянии беременности, что весьма редкая иконография, сопоставлен с графическим изображением Георгия Верейского, где она показана непривычно для зрителя. Также будут выставлены эскизы, на которых Серебрякова изучает свою мимику и жесты, — автопортреты, весьма далекие от ее привычных самопрезентаций, наполненных гармонией.

Среди открытий выставки можно назвать «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова, который экспонируется впервые, а также «Лизу в голубой шали» Роберта Фалька, впервые привезенную в Москву из Орла. Специально отреставрирован автопортрет Елизаветы Потехиной, одной из жен Фалька, — он приехал из запасников костромского музея.

Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1906. Из собрания семьи художницы, Москва. Фото: Музей русского импрессионизма
Зинаида Серебрякова. «Автопортрет». 1906. Из собрания семьи художницы, Москва.
Фото: Музей русского импрессионизма

Некоторые пары картин оказываются почти идентичны по стилистике, как, например, беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой; другие же контрастируют, как автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой. Среди отобранных работ много изображений женщин, что придает проекту дополнительную глубину: на одних картинах кисти мужа художницы предстают исключительно как жены и музы, на других же — как равноправные творцы-живописцы. И любопытно разглядывать с такими супружескими портретами женские автопортреты, разбираясь в иерархии взаимоотношений в каждой паре.

Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Отдельно отметим специальный проект «Точки зрения: Федор Шаляпин», который развернулся на третьем этаже музея. Знаменитый певец и сам занимался изобразительным искусством, по-любительски делая автопортреты и шаржи на приятелей, писал картины, лепил. А также Шаляпин на протяжении десятилетий привлекал самое пристальное внимание художников своего времени, которые видели в его пластичной натуре идеальную модель и создавали его портреты как в повседневных образах (подчас затрапезных), так и в величественных театральных перевоплощениях. Помимо автопортретов, мы видим здесь Константина Коровина, Александра Головина, последний прижизненный портрет артиста, выполненный Василием Шухаевым, и бронзовый бюст работы Паоло Трубецкого.  

Музей русского импрессионизма
«Точки зрения»
До 2 октября

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+