18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I

Хамид Савкуев. «Торжественный вход Петра I в Дербент». 2022. Фрагмент. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Хамид Савкуев. «Торжественный вход Петра I в Дербент». 2022. Фрагмент.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее

Центрами юбилейных торжеств, посвященных 350-летию первого российского императора, станут Государственный Русский музей, Академия художеств и Марсово поле. Грандиозная экспозиция «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре» откроется накануне дня рождения царя-реформатора в залах Михайловского замка ГРМ. А совместный с Академией художеств проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022», реконструирующий событие 150-летней давности, зрители увидят на Марсовом поле. Богатство иконографии Петра I не имеет равных среди всех изображений членов императорского дома Романовых — от парадных до карикатурных портретов, начиная с написанных еще в конце XVII века и заканчивая работами наших современников. Знаменитый на весь мир памятник Этьена Фальконе — Медный всадник — стал символом Санкт-Петербурга наряду с силуэтом Петропавловской крепости.

Луи Каравак. «Портрет Петра I». Конец 1717. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Луи Каравак. «Портрет Петра I». Конец 1717. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей

Портреты и аллегорические картины, гравюру и скульптуру, произведения прикладного искусства, на которых присутствует изображение первого российского императора, — все это можно будет увидеть на выставке, посвященной образу Петра Великого в русской художественной культуре. Как рассказал ее куратор Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века ГРМ, эту выставку музей готовил около двух лет. «Главная ее идея — показать, каким представляли себе Петра I и его свершения мастера, не видевшие живого императора, — рассказал он. — Мы умышленно отказались от работ, созданных его современниками. Во-первых, потому что сравнительно недавно делали большую выставку „Петр I и его окружение“. Во-вторых, потому что сделать сейчас исчерпывающей выставку прижизненных изображений царя-путешественника невозможно в силу сложившейся политической ситуации. Она потребовала бы больших межмузейных усилий на международном уровне».

Николай Ге. «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе». 1872. Фото: Государственный Русский музей
Николай Ге. «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе». 1872.
Фото: Государственный Русский музей

В залах Михайловского замка показывают более 150 произведений. Русский музей в основном ориентировался на свои фонды и поддержку некоторых других российских институций. Из Государственной Третьяковской галереи приехала на выставку целая серия работ. Среди них — картина Алексея Венецианова «Основание Петербурга», цикл посвященных императору произведений Валентина Серова, а также полотно Николая Зауервейда «Петр I усмиряет солдат своих при взятии Нарвы». В выставке также приняли участие Государственный исторический музей и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Из частных коллекций представлены оригинал картины «Посещение Петром I университета Сорбонны» кисти Михаила Бонч-Томашевского и фарфоровый бюст императора, выполненный мастерами мануфактуры Франца Гарднера в Вербилках.

Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870. Фото: Государственный Русский музей
Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870.
Фото: Государственный Русский музей

Своеобразным мостом, перекинутым через полтора столетия, стал проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022», созданный при участии Русского музея, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Академии художеств и при поддержке ПАО «Газпром». Идея проекта, придуманного Еленой Кальницкой, директором ГМЗ «Петергоф», — реконструировать выставку, организованную 150 лет назад к 200-летию Петра I по указу Александра II. Специально для нее в 1872 году художники-академики написали 30 масштабных, пятиметровых полотен с изображением основных деяний царя-реформатора в хронологическом порядке. Картины установили в палатках, стилизованных под деревенские избы, на Марсовом поле в центре Петербурга. Спустя 150 лет эту затею решили реконструировать. К сожалению, из 30 картин того времени до наших дней дошло только 14, причем в очень хрупком состоянии. Они хранятся в ГРМ на валах, выставлять их на открытом воздухе нельзя. Поэтому эти работы представят в цифровом формате, а 16 пропавших картин написали заново наши современники — выпускники Академии художеств разных лет.

Илья Зорькин. «Начало самодержавия». 2022. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Илья Зорькин. «Начало самодержавия». 2022.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

По словам Семена Михайловского, ректора АХ и сокуратора проекта, было принято решение, что современные прочтения картин конца XIX века не будут столь большими, как оригиналы, поэтому вместо пятиметровых художники использовали холсты в два раза меньше. Второе принципиальное решение: их авторами стали мастера разных поколений. «Мы предложили принять участие в этой работе и заслуженным художникам, и недавним выпускникам академии, — рассказал Семен Михайловский. — Поэтому картины создавали и маститые академики, как Андрей Блиок, Александр Быстров, Хамид Савкуев, и недавние наши ученики — Илья Зорькин, Ксения Карпенко, Алексей Перепелкин».

Празднование 30 мая 1872 года. Иллюстрация из книги «Альбом 200 летнего юбилея Императора Петра Великого». Издание Германа Гоппе. Фото: Государственный Русский музей
Празднование 30 мая 1872 года. Иллюстрация из книги «Альбом 200 летнего юбилея Императора Петра Великого». Издание Германа Гоппе.
Фото: Государственный Русский музей

На одной из аллей Марсова поля возведено 33 павильона в русском стиле наподобие тех, что стояли там когда-то. Каждый экспонат выставки — и цифровой, и оригинальный — дополнен видеороликом на девяти языках в онлайн-формате. Благодаря VR-технологиям зрители смогут буквально погрузиться в прошлое и своими глазами увидеть Марсово поле в дни юбилейных торжеств 150-летней давности.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII–XIX веков»
9 июня – 8 августа

Марсово поле, Санкт-Петербург
«30 картин из жизни Петра Великого. 2022»
9 июня – 9 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+