18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I

Хамид Савкуев. «Торжественный вход Петра I в Дербент». 2022. Фрагмент. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Хамид Савкуев. «Торжественный вход Петра I в Дербент». 2022. Фрагмент.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее

Центрами юбилейных торжеств, посвященных 350-летию первого российского императора, станут Государственный Русский музей, Академия художеств и Марсово поле. Грандиозная экспозиция «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре» откроется накануне дня рождения царя-реформатора в залах Михайловского замка ГРМ. А совместный с Академией художеств проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022», реконструирующий событие 150-летней давности, зрители увидят на Марсовом поле. Богатство иконографии Петра I не имеет равных среди всех изображений членов императорского дома Романовых — от парадных до карикатурных портретов, начиная с написанных еще в конце XVII века и заканчивая работами наших современников. Знаменитый на весь мир памятник Этьена Фальконе — Медный всадник — стал символом Санкт-Петербурга наряду с силуэтом Петропавловской крепости.

Луи Каравак. «Портрет Петра I». Конец 1717. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Луи Каравак. «Портрет Петра I». Конец 1717. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей

Портреты и аллегорические картины, гравюру и скульптуру, произведения прикладного искусства, на которых присутствует изображение первого российского императора, — все это можно будет увидеть на выставке, посвященной образу Петра Великого в русской художественной культуре. Как рассказал ее куратор Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века ГРМ, эту выставку музей готовил около двух лет. «Главная ее идея — показать, каким представляли себе Петра I и его свершения мастера, не видевшие живого императора, — рассказал он. — Мы умышленно отказались от работ, созданных его современниками. Во-первых, потому что сравнительно недавно делали большую выставку „Петр I и его окружение“. Во-вторых, потому что сделать сейчас исчерпывающей выставку прижизненных изображений царя-путешественника невозможно в силу сложившейся политической ситуации. Она потребовала бы больших межмузейных усилий на международном уровне».

Николай Ге. «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе». 1872. Фото: Государственный Русский музей
Николай Ге. «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе». 1872.
Фото: Государственный Русский музей

В залах Михайловского замка показывают более 150 произведений. Русский музей в основном ориентировался на свои фонды и поддержку некоторых других российских институций. Из Государственной Третьяковской галереи приехала на выставку целая серия работ. Среди них — картина Алексея Венецианова «Основание Петербурга», цикл посвященных императору произведений Валентина Серова, а также полотно Николая Зауервейда «Петр I усмиряет солдат своих при взятии Нарвы». В выставке также приняли участие Государственный исторический музей и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Из частных коллекций представлены оригинал картины «Посещение Петром I университета Сорбонны» кисти Михаила Бонч-Томашевского и фарфоровый бюст императора, выполненный мастерами мануфактуры Франца Гарднера в Вербилках.

Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870. Фото: Государственный Русский музей
Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». 1870.
Фото: Государственный Русский музей

Своеобразным мостом, перекинутым через полтора столетия, стал проект «30 картин из жизни Петра Великого. 2022», созданный при участии Русского музея, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Академии художеств и при поддержке ПАО «Газпром». Идея проекта, придуманного Еленой Кальницкой, директором ГМЗ «Петергоф», — реконструировать выставку, организованную 150 лет назад к 200-летию Петра I по указу Александра II. Специально для нее в 1872 году художники-академики написали 30 масштабных, пятиметровых полотен с изображением основных деяний царя-реформатора в хронологическом порядке. Картины установили в палатках, стилизованных под деревенские избы, на Марсовом поле в центре Петербурга. Спустя 150 лет эту затею решили реконструировать. К сожалению, из 30 картин того времени до наших дней дошло только 14, причем в очень хрупком состоянии. Они хранятся в ГРМ на валах, выставлять их на открытом воздухе нельзя. Поэтому эти работы представят в цифровом формате, а 16 пропавших картин написали заново наши современники — выпускники Академии художеств разных лет.

Илья Зорькин. «Начало самодержавия». 2022. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Илья Зорькин. «Начало самодержавия». 2022.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

По словам Семена Михайловского, ректора АХ и сокуратора проекта, было принято решение, что современные прочтения картин конца XIX века не будут столь большими, как оригиналы, поэтому вместо пятиметровых художники использовали холсты в два раза меньше. Второе принципиальное решение: их авторами стали мастера разных поколений. «Мы предложили принять участие в этой работе и заслуженным художникам, и недавним выпускникам академии, — рассказал Семен Михайловский. — Поэтому картины создавали и маститые академики, как Андрей Блиок, Александр Быстров, Хамид Савкуев, и недавние наши ученики — Илья Зорькин, Ксения Карпенко, Алексей Перепелкин».

Празднование 30 мая 1872 года. Иллюстрация из книги «Альбом 200 летнего юбилея Императора Петра Великого». Издание Германа Гоппе. Фото: Государственный Русский музей
Празднование 30 мая 1872 года. Иллюстрация из книги «Альбом 200 летнего юбилея Императора Петра Великого». Издание Германа Гоппе.
Фото: Государственный Русский музей

На одной из аллей Марсова поля возведено 33 павильона в русском стиле наподобие тех, что стояли там когда-то. Каждый экспонат выставки — и цифровой, и оригинальный — дополнен видеороликом на девяти языках в онлайн-формате. Благодаря VR-технологиям зрители смогут буквально погрузиться в прошлое и своими глазами увидеть Марсово поле в дни юбилейных торжеств 150-летней давности.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII–XIX веков»
9 июня – 8 августа

Марсово поле, Санкт-Петербург
«30 картин из жизни Петра Великого. 2022»
9 июня – 9 августа

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+