18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В индийском штате Бихар придумали, как привлечь детей в музеи

Бихарский музей в Патне. Фото: Bihar Museum
Бихарский музей в Патне.
Фото: Bihar Museum
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Музей самого «молодого» штата страны, в котором половине населения меньше 25 лет, хочет обратить этот демографический перекос в свою пользу и вырастить целое поколение будущих любителей искусства

Тот факт, что в Индии огромное количество молодежи, можно рассматривать либо как помеху, либо как преимущество. Придерживаться второй — позитивной — точки зрения решил государственный Бихарский музей в Патне. Согласно последней переписи населения в Индии, Бихар является самым «молодым» штатом страны, где 58% от более чем 104 млн жителей моложе 25 лет. Музей надеется с помощью уникальной стратегии обратить этот демографический перекос в свою пользу и воспитать поколение будущих любителей искусства.

Работает схема так. С 2019 года Министерство образования Бихара выделяет каждой начальной школе штата по 20 тыс. рупий ($260), которые идут на финансирование походов учащихся в музеи (оплата проезда, входные билеты и обеды). Сумма может показаться небольшой, но, если ее умножить на 67 тыс. школ штата, имеющих право на участие в программе, получится более $17,4 млн. А это уже значительные средства для страны, где большинство государственных музеев практически не имеют программ вовлечения аудитории. Бихарский музей рассчитан на юных посетителей: экспонаты, которые разрешено трогать, этикетки на удобной для детей высоте и автоматы, где можно отчеканить собственные монеты или смоделировать археологические раскопки.

Пока программа действует только в ближайших к Патне, столице штата, районах, и коронавирус нарушил планы по расширению схемы. Но с апреля 2019-го по март 2020-го, то есть почти целый год, пока не разбушевалась пандемия, в рамках инициативы музей посетили 33 тыс. учащихся из 1 тыс. школ. Сейчас дети стабильно составляют около 25% посетителей музея, а всего его годовая посещаемость, по данным на февраль 2022 года, составляла 19 228 человек.

Бихарский музей в Патне. Фото: Bihar Museum/Wikipedia Commons
Бихарский музей в Патне.
Фото: Bihar Museum/Wikipedia Commons

«Хочется, чтобы дети дома делились с близкими восторгом от похода в музей, — говорит директор учреждения Анджани Кумар Сингх. — Думаю, что благодаря такому сарафанному радио можно заманить в музеи не только молодое поколение, но и весь штат». Сингх, бывший главный госсекретарь, тесно связанный с правительством Бихара, пришел в музей в 2018-м, через год после того, как он полностью открылся для публики.

«Многие из этих детей живут в деревнях, их родители не умеют ни читать, ни писать (уровень грамотности в Бихаре — один из самых низких в Индии. — TANR), так что даже понятие музея и искусства им совершенно чуждо, — рассказывает Сингх. — Но, несмотря на то что Бихар является одним из беднейших штатов страны, я горжусь тем, что мы первыми в Индии запустили совершенно беспрецедентный по масштабу проект. Ни один другой музей не может приблизиться к такому уровню вовлеченности молодой аудитории». Примеру Бихарского музея последовал Музей Чатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалая (CSMVS) в Мумбаи, который внедряет аналогичную схему.

По словам Сингха, есть и другая идея — пустить в тур по штату специальную фуру с фотографиями, видео и копиями экспонатов из коллекции — такую передвижную демоверсию музея. Похоже, дети в Бихаре без искусства точно не останутся.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+