18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Отреставрирован версальский зал для игры в мяч, где зарождалась Великая французская революция

В 1880-е исторический зал в Версале был приспособлен под музей, украшенный скульптурой и живописью. Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier
В 1880-е исторический зал в Версале был приспособлен под музей, украшенный скульптурой и живописью.
Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Именно здесь депутаты Национального собрания поклялись бороться за конституционные идеалы, что привело к падению монархии. Мемориальный зал требовал капитальной реставрации, в финансировании которой поучаствовали в том числе французские парламентарии

Легендарный зал для игры в мяч в Версале, где депутаты Национального собрания в 1789 году принесли знаменитую клятву, которая привела к появлению первой конституции Франции, отреставрировали благодаря современным политикам. Работы стоимостью €1,8 млн финансировали бывшие и действующие французские депутаты, откликнувшиеся на призыв председателя Национального собрания Ришара Феррана.

«Я подумала, что можно попросить депутатов о поддержке, потому что, в конце концов, это место, где родился французский парламентаризм, — говорит директор Версальского дворца Катрин Пегар. — В дополнение к их индивидуальным пожертвованиям мы получили финансирование от государства из пакета мер, направленных на стимулирование экономики в условиях пандемии коронавируса, что позволило нам продолжить реновацию дворца в целом».

Обновленный зал для игры мяч в Версале. Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier
Обновленный зал для игры мяч в Версале.
Фото: Château de Versailles/Didier Saulnier

До начала революции король созывал представителей духовенства, дворянства и третьего сословия, то есть простолюдинов, на заседания Генеральных штатов по своему усмотрению — реальной властью они не обладали. Но 17 июня 1789 года депутаты от третьего сословия взбунтовались и объявили себя Национальным собранием. В том самом версальском зале для игры в мяч они поклялись не отступать, пока у Франции не появится закрепленная на бумаге конституция.

При Наполеоне королевский зал для игры в мяч превратили в хранилище и художественную мастерскую. В 1883 году здесь был открыт музей Французской революции, в экспозицию которого в числе прочего вошло полотно Люка-Оливье Мерсона «Клятва в зале для игры в мяч», написанное по сюжету незаконченной картины Жака-Луи Давида 1791 года.

Люк-Оливье Мерсон. «Клятва в зале для игры в мяч». Фрагмент. Фото: Château de Versailles
Люк-Оливье Мерсон. «Клятва в зале для игры в мяч». Фрагмент.
Фото: Château de Versailles

Работы велись на протяжении восьми месяцев под руководством архитектора-реставратора Пьера Бортолусси; за ориентир был взят ремонт 1883 года. В числе прочего расчистили и картину Мерсона, что позволило раскрыть ряд мотивов, исчезнувших с полотна после предыдущей реставрации 1989 года.

Зал нуждался в капитальном ремонте и заделке трещин в стенах. Требовалось устранить и один из главных разрушающих факторов — повышенную влажность. Недаром, как рассказывает главный куратор музея по вопросам наследия Фредерик Лакай, во времена Людовика XIV болотистые земли Версаля называли «вонючим прудом».

Оборудованный новым освещением, электропроводкой и системой противопожарной безопасности, королевский зал для игры в мяч вновь открыл свои двери для экскурсий и школьных групп в апреле этого года. Для широкой публики его открытие состоится по окончании реновационных работ в саду.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+