18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сто лет присмотра за вечностью: от древнерусских икон до скульптур Летнего сада

Реставрация статуй из Летнего сада. 2005. Фото: Государственный Русский музей
Реставрация статуй из Летнего сада. 2005.
Фото: Государственный Русский музей
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Государственный Русский музей отмечает юбилей собственных реставрационных мастерских, основание которых пришлось на первые послереволюционные годы. Этому подразделению есть что вспомнить и чем гордиться

Создание собственной реставрационной службы Русского музея в период военного коммунизма было жизненно важным событием. Еще в августе 1921-го конференция центральных музеев Москвы и Петрограда приняла решение открыть региональные реставрационные мастерские, в частности рекомендовала организовать такой отдел в Русском музее. За 100 лет скромная мастерская превратилась в одно из важнейших структурных подразделений музея, специалисты которого в партнерстве с ПАО «Газпром» могут отреставрировать своими силами практически все, что хранится в фондах.

Спасти лики

Самой значительной работой по реставрации произведений древнерусской живописи стало для сотрудников ГРМ спасение икон Успенского Тихвинского монастыря. Они поступали в музей начиная с 1920-х годов, причем значительная их часть оказалась здесь в середине 1950-х. Тогда по инициативе специалистов музея, знавших о катастрофическом положении древнерусских памятников, которые оставались в разрушенных войной и заброшенных церквях Северо-Запада России, было организовано несколько спасательных экспедиций.

Первая командировка реставраторов в Тихвин состоялась зимой 1956 года. Они увидели жуткую картину: штабеля древних икон лежали в полуразрушенном Успенском соборе, засыпанные снегом. Часть из них пропала безвозвратно. Экстренные спасательные работы проводились прямо в заснеженном соборе: укреплялись красочные слои, подводился клей в аварийные участки, заклеивались папиросной бумагой иконные щиты. Без этих мер предметы нельзя было даже просто перенести в другое место.

Реставратор в процессе работы. Фото: Государственный Русский музей
Реставратор в процессе работы.
Фото: Государственный Русский музей

Более 60 лет продолжается спасение тихвинских икон, значительная часть их отреставрирована. К сожалению, из-за длительного пребывания под снегом и дождем время от времени проявляются старые болезни, и часть икон должна теперь постоянно находиться под сплошными профилактическими заклейками, предохраняющими их живопись от разрушения.

За минувшие годы реставраторы ГРМ создали совершенно новую методику раскрытия авторской живописи. Они свели к минимуму применение растворителей, практически вся работа ведется с использованием стереомикроскопов и специальных микроскальпелей. «Раньше применяли компрессы с растворителями, которые нередко вместе со старым лаком и поздними записями снимали и авторскую живопись, — рассказал нашему изданию Евгений Солдатенков, начальник службы реставрации музейных ценностей ГРМ. — Наши специалисты создали методику работы всухую. Теперь мы используем только ее».

Не последний день Помпеи

Кошмар любого реставратора: картину снимают со стены, чтобы перенести в другое помещение, а старый холст начинает трещать… Этот кошмар пережили сотрудники Русского музея, когда в конце 1994 года, перед капитальным ремонтом академических залов, они попытались снять со стены «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Состояние авторского холста оказалось очень тяжелым: он сильно «перегорел» от масла, пропитавшего ткань, потерял эластичность. На оборотной стороне было более 50 заплаток размером от 10 до 75 см, которые установили в разное время на местах прежних прорывов. Картину решили не перемещать до полного обследования, и только в марте следующего года началась реставрация.

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1833. Фрагмент. Фото: Google Art Project
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1833. Фрагмент.
Фото: Google Art Project

«Ничего столь масштабного мы до того не делали, — вспоминает Евгений Солдатенков. — Опасались, что во время снятия с подрамника холст может лопнуть. Но нам успешно удалось приклеить новый холст с рабочего подрамника». Фактически реставрация гигантской картины — 6,51 на 4,56 м — заняла всего лишь полгода. Огромные размеры полотна потребовали разработки новых технологий и приспособлений. Специалисты придумали, разработали и создали облегченный сверхпрочный дюралевый подрамник, крепившийся к крыше зала, что помогало легко передвигать гигантский дублировочный холст и растягивать его до нужного размера и натяжения.

Лазером по мрамору

В 2004 году Русский музей получил в свое ведение знаменитый Летний сад. Вместе с садом музейную коллекцию пополнили 92 мраморные скульптуры и столько же гранитных постаментов. К сожалению, статуи, прожившие на открытом воздухе в условиях северных широт почти 300 лет, пришли к тому моменту в почти катастрофическое состояние.

Особо сложной задачей была расчистка мраморной поверхности скульптур от биопоражений. От них особенно пострадали фигуры, стоявшие под густыми кронами старых лип. Сок, стекавший с цветов на мрамор, впитывался в камень, создавая питательную среду для разнообразных микроорганизмов и грибов. Отдельные участки некоторых статуй из-за массированных биопоражений рисковали превратиться в пыль.

Провести глубокую очистку мрамора можно было только с использованием точных приборов и в закрытом помещении. В Михайловском замке была организована специализированная мастерская, оборудованная по последнему слову техники. Главным инструментом реставраторов стал новейший лазер Smart Clean II. Благодаря ему мастера извлекли из мраморных тел все разъедавшие их микроорганизмы и предотвратили дальнейший распад камня. Сейчас отреставрированные и законсервированные мраморные изваяния экспонируются в залах Михайловского замка.

«В штате нашего отдела числится более 30 специалистов высшей категории, — говорит Евгений Солдатенков. — Уверенно могу сказать, что все экспонаты Русского музея находятся в достойном состоянии».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+