18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Что скрывают сухие отчеты реставраторов, показывают в Русском музее

Процесс реставрации картины Федора Бруни «Медный змий» (1841). Начало 2000-х. Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
Процесс реставрации картины Федора Бруни «Медный змий» (1841). Начало 2000-х.
Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Знаменитые шедевры Дмитрия Левицкого, Ильи Репина, Карла Брюллова, Михаила Врубеля участвуют в выставке, посвященной 100-летию реставрационных мастерских Русского музея, не покидая привычных мест в экспозиции

После революции 1917 года Русский музей быстро пополнялся за счет национализации, но тогда же здания три года стояли без отопления, что ухудшало состояние произведений искусства. Наконец 25 апреля 1922 года совет Русского музея издает приказ о создании реставрационной мастерской. Сейчас это служба реставрации музейных ценностей, состоящая из 15 отделов и 87 специалистов. Они занимаются всем, что хранит Русский музей. Отделы реставрации икон и масляной живописи работают все 100 лет, включая годы войны и блокады. Отдел реставрации современных арт-объектов создан в 2005 году. Сейчас партнером реставрационных проектов музея является ПАО «Газпром», при его же поддержке создана эта выставка.

Процесс реставрации. Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
Процесс реставрации.
Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея

Первая крупная выставка, которая показала бы работу музейных реставраторов, планировалась еще в конце 1930-х годов. Но состоялась только в 1977-м. Следующая — в 1998-м. Третье издание проекта — сложносоставное. Эта выставка представляет плоды трудов как вековой давности, так и совсем свежие.

Знаменитые шедевры принимают участие в показе, не покидая своих «намоленных» мест в постоянной экспозиции. Это относится к иконе середины XIV века «Святые Борис и Глеб», портретам смолянок Дмитрия Левицкого, «Последнему дню Помпеи» Карла Брюллова, репинским «Бурлакам на Волге», «Демону летящему» Михаила Врубеля, «Богоматери Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина, «Текстильщицам» Александра Дейнеки и некоторым другим.

Михаил Врубель. «Демон». 1890. Фото: Государственный Русский музей
Михаил Врубель. «Демон». 1890.
Фото: Государственный Русский музей

Не сойдет со своего места и врубелевский «Демон» из раскрашенного гипса. Впрочем, у этой истории драматический бэкграунд. В декабре 1928 года психически больной вандал сбросил скульптуру с пьедестала, и она рассыпалась на 600 фрагментов. Реставраторы музея приняли мудрое решение восстанавливать «Демона» на месте. За полтора месяца полную сборку произвел скульптор Игорь Крестовский, и вскоре врубелевское произведение снова увидела публика.

Чаще всего отчеты реставраторов, даже если работы заняли годы, сухи: удаление загрязнений, потемневшего лака и поздних записей для возвращения авторских колеров, а иногда и деталей сюжета. Но иногда текст звучит как поэзия. «Удаление записей, лежащих в лаковых слоях» — о работе реставратора Марата Дашкина над картиной Антона Лосенко «Каин». В «Портрете Натальи Борщевой» для изображения платья Левицкий использовал пигмент «черный асфальт с примесью сажи». Он давал самый глубокий черный. Но краска содержит много масла, и со временем она растрескалась, обнажив рыжую имприматуру. Реставратору Александру Минину пришлось ее ювелирно затонировать. Свой фирменный прием — мазок, сделанный на просвет к нижележащему слою, — Джордж Доу применил в портрете великого князя Михаила Павловича. Реставратор Наталья Романова сделала этот мазок снова видимым. Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» (3 на 5 м) долгое время хранилась на валу. Бумага, служившая прокладкой, въелась в живопись. Там, где реставраторам не удалось бумагу удалить, краски укрепляли «подкожным» инъектированием.

Алексей Венецианов изобразил Николая Горбунова пастелью на пергаменте. Евгения Щукина выровняла пергамент «длительным прессованием с постепенной нагрузкой». Она же спасала автопортрет Зинаиды Серебряковой «выравниванием бумаги методом отдаленного увлажнения с последующим легким прессованием».  

Государственный Русский музей
«Сохраняя время. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет»
До 18 июля

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+