18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что скрывают сухие отчеты реставраторов, показывают в Русском музее

Процесс реставрации картины Федора Бруни «Медный змий» (1841). Начало 2000-х. Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
Процесс реставрации картины Федора Бруни «Медный змий» (1841). Начало 2000-х.
Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Знаменитые шедевры Дмитрия Левицкого, Ильи Репина, Карла Брюллова, Михаила Врубеля участвуют в выставке, посвященной 100-летию реставрационных мастерских Русского музея, не покидая привычных мест в экспозиции

После революции 1917 года Русский музей быстро пополнялся за счет национализации, но тогда же здания три года стояли без отопления, что ухудшало состояние произведений искусства. Наконец 25 апреля 1922 года совет Русского музея издает приказ о создании реставрационной мастерской. Сейчас это служба реставрации музейных ценностей, состоящая из 15 отделов и 87 специалистов. Они занимаются всем, что хранит Русский музей. Отделы реставрации икон и масляной живописи работают все 100 лет, включая годы войны и блокады. Отдел реставрации современных арт-объектов создан в 2005 году. Сейчас партнером реставрационных проектов музея является ПАО «Газпром», при его же поддержке создана эта выставка.

Процесс реставрации. Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея
Процесс реставрации.
Фото: Архив реставрационных мастерских Государственного Русского музея

Первая крупная выставка, которая показала бы работу музейных реставраторов, планировалась еще в конце 1930-х годов. Но состоялась только в 1977-м. Следующая — в 1998-м. Третье издание проекта — сложносоставное. Эта выставка представляет плоды трудов как вековой давности, так и совсем свежие.

Знаменитые шедевры принимают участие в показе, не покидая своих «намоленных» мест в постоянной экспозиции. Это относится к иконе середины XIV века «Святые Борис и Глеб», портретам смолянок Дмитрия Левицкого, «Последнему дню Помпеи» Карла Брюллова, репинским «Бурлакам на Волге», «Демону летящему» Михаила Врубеля, «Богоматери Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина, «Текстильщицам» Александра Дейнеки и некоторым другим.

Михаил Врубель. «Демон». 1890. Фото: Государственный Русский музей
Михаил Врубель. «Демон». 1890.
Фото: Государственный Русский музей

Не сойдет со своего места и врубелевский «Демон» из раскрашенного гипса. Впрочем, у этой истории драматический бэкграунд. В декабре 1928 года психически больной вандал сбросил скульптуру с пьедестала, и она рассыпалась на 600 фрагментов. Реставраторы музея приняли мудрое решение восстанавливать «Демона» на месте. За полтора месяца полную сборку произвел скульптор Игорь Крестовский, и вскоре врубелевское произведение снова увидела публика.

Чаще всего отчеты реставраторов, даже если работы заняли годы, сухи: удаление загрязнений, потемневшего лака и поздних записей для возвращения авторских колеров, а иногда и деталей сюжета. Но иногда текст звучит как поэзия. «Удаление записей, лежащих в лаковых слоях» — о работе реставратора Марата Дашкина над картиной Антона Лосенко «Каин». В «Портрете Натальи Борщевой» для изображения платья Левицкий использовал пигмент «черный асфальт с примесью сажи». Он давал самый глубокий черный. Но краска содержит много масла, и со временем она растрескалась, обнажив рыжую имприматуру. Реставратору Александру Минину пришлось ее ювелирно затонировать. Свой фирменный прием — мазок, сделанный на просвет к нижележащему слою, — Джордж Доу применил в портрете великого князя Михаила Павловича. Реставратор Наталья Романова сделала этот мазок снова видимым. Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» (3 на 5 м) долгое время хранилась на валу. Бумага, служившая прокладкой, въелась в живопись. Там, где реставраторам не удалось бумагу удалить, краски укрепляли «подкожным» инъектированием.

Алексей Венецианов изобразил Николая Горбунова пастелью на пергаменте. Евгения Щукина выровняла пергамент «длительным прессованием с постепенной нагрузкой». Она же спасала автопортрет Зинаиды Серебряковой «выравниванием бумаги методом отдаленного увлажнения с последующим легким прессованием».  

Государственный Русский музей
«Сохраняя время. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет»
До 18 июля

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+