18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Внутри Гауди: ретроспектива в Орсе

Антонио Гауди. Деревянные ширмы из дома Мила в Барселоне. Фото: Christian Crampon/Sophie Crépy
Антонио Гауди. Деревянные ширмы из дома Мила в Барселоне.
Фото: Christian Crampon/Sophie Crépy
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Выставка в парижском Музее Орсе представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков

Антонио Гауди начал работу над храмом Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне в возрасте 31 года. В 73, накануне смерти через несколько дней после того, как его сбил трамвай, архитектор все еще трудился над этим проектом. Это произошло в 1926 году, и уже тогда фантастическая базилика с конусовидными башнями и похожим на волшебную пещеру интерьером была настоящим триумфом. На сегодняшний день ее строительство еще не завершено, и она продолжает привлекать огромные толпы посетителей. Но Элиз Дюбрёй, одна из кураторов выставки в Музее Орсе, посвященной каталонскому архитектору, напоминает: «На самом деле наследие Гауди — это целый большой мир, далеко не ограничивающийся его самой знаменитой работой».

Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе. Фото: Sophie Crépy
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy

Дюбрёй и ее коллеги Хуан Хосе Лауэрта и Изабель Моран Лутрель начали работу над иммерсивной ретроспективой еще в 2017 году. Выставка представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков, когда художники и архитекторы обрели новые технические возможности (и множество богатых покровителей) благодаря стремительному развитию промышленности. Выставка ведет зрителей от периода профессионального становления Гауди через эксцентричные особняки, построенные им в районе Эшампле, к новому собору, который сам он называл храмом.

Зеркальные муралы Антонио Гауди. Фото: RMN-Grand Palais (musée d'Orsay)/Patrice Schmidt
Зеркальные муралы Антонио Гауди.
Фото: RMN-Grand Palais (musée d'Orsay)/Patrice Schmidt

«Его имя известно во всем мире, но нам важно, чтобы люди узнали Гауди и его творчество во всем многообразии, поняли его наследие», — объясняет Дюбрёй. Главнейшими источниками знаний об этом служат архитектурная графика и модели, которые создавал сам Гауди с командой, проливающие свет на его творческий метод и увлечение яркими цветами и изогнутыми формами. В числе экспонатов два оригинальных наброска к церкви в колонии Гуэль — уникальные чертежи, уцелевшие после разрушения его мастерской во время гражданской войны в Испании. «Это единственные имеющиеся у нас непосредственные свидетельства, они бесценны», — говорит Дюбрёй.

На выставке впервые экспонируются деревянные панели, украшавшие одну из комнат дома Мила, также известного как Ла Педрера («каменоломня»). «Нам удалось найти их и реконструировать в экспозиции интерьер всей комнаты, — рассказывает куратор. — Наша идея заключается в том, что люди проходят через нее и попадают в мир Гауди». Материальность этому миру добавляют такие детали, как гипсовые копии, мебель, фотографии и даже короткий фильм, запечатлевший Сальвадора Дали у храма Святого Семейства.

Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе. Фото: Sophie Crépy
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy

Это первая за полвека большая выставка работ Антонио Гауди во Франции. Она приглашает зрителей не ограничиваться головокружительным сказочным собором и познакомиться ближе с уникальным художником, который, уважая историю Каталонии, черпал вдохновение в готике и мавританском стиле и, смешивая их с мотивами ар-нуво, создал неповторимый визуальный образ Барселоны.

О его личной жизни известно мало, помимо того факта, что он редко путешествовал и целиком отдавался работе и вере. Как отмечает Дюбрёй, «его жизнью была работа».  

Музей Орсе
«Гауди»
До 17 июля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+