18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Внутри Гауди: ретроспектива в Орсе

Антонио Гауди. Деревянные ширмы из дома Мила в Барселоне. Фото: Christian Crampon/Sophie Crépy
Антонио Гауди. Деревянные ширмы из дома Мила в Барселоне.
Фото: Christian Crampon/Sophie Crépy
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Выставка в парижском Музее Орсе представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков

Антонио Гауди начал работу над храмом Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне в возрасте 31 года. В 73, накануне смерти через несколько дней после того, как его сбил трамвай, архитектор все еще трудился над этим проектом. Это произошло в 1926 году, и уже тогда фантастическая базилика с конусовидными башнями и похожим на волшебную пещеру интерьером была настоящим триумфом. На сегодняшний день ее строительство еще не завершено, и она продолжает привлекать огромные толпы посетителей. Но Элиз Дюбрёй, одна из кураторов выставки в Музее Орсе, посвященной каталонскому архитектору, напоминает: «На самом деле наследие Гауди — это целый большой мир, далеко не ограничивающийся его самой знаменитой работой».

Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе. Фото: Sophie Crépy
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy

Дюбрёй и ее коллеги Хуан Хосе Лауэрта и Изабель Моран Лутрель начали работу над иммерсивной ретроспективой еще в 2017 году. Выставка представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков, когда художники и архитекторы обрели новые технические возможности (и множество богатых покровителей) благодаря стремительному развитию промышленности. Выставка ведет зрителей от периода профессионального становления Гауди через эксцентричные особняки, построенные им в районе Эшампле, к новому собору, который сам он называл храмом.

Зеркальные муралы Антонио Гауди. Фото: RMN-Grand Palais (musée d'Orsay)/Patrice Schmidt
Зеркальные муралы Антонио Гауди.
Фото: RMN-Grand Palais (musée d'Orsay)/Patrice Schmidt

«Его имя известно во всем мире, но нам важно, чтобы люди узнали Гауди и его творчество во всем многообразии, поняли его наследие», — объясняет Дюбрёй. Главнейшими источниками знаний об этом служат архитектурная графика и модели, которые создавал сам Гауди с командой, проливающие свет на его творческий метод и увлечение яркими цветами и изогнутыми формами. В числе экспонатов два оригинальных наброска к церкви в колонии Гуэль — уникальные чертежи, уцелевшие после разрушения его мастерской во время гражданской войны в Испании. «Это единственные имеющиеся у нас непосредственные свидетельства, они бесценны», — говорит Дюбрёй.

На выставке впервые экспонируются деревянные панели, украшавшие одну из комнат дома Мила, также известного как Ла Педрера («каменоломня»). «Нам удалось найти их и реконструировать в экспозиции интерьер всей комнаты, — рассказывает куратор. — Наша идея заключается в том, что люди проходят через нее и попадают в мир Гауди». Материальность этому миру добавляют такие детали, как гипсовые копии, мебель, фотографии и даже короткий фильм, запечатлевший Сальвадора Дали у храма Святого Семейства.

Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе. Фото: Sophie Crépy
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy

Это первая за полвека большая выставка работ Антонио Гауди во Франции. Она приглашает зрителей не ограничиваться головокружительным сказочным собором и познакомиться ближе с уникальным художником, который, уважая историю Каталонии, черпал вдохновение в готике и мавританском стиле и, смешивая их с мотивами ар-нуво, создал неповторимый визуальный образ Барселоны.

О его личной жизни известно мало, помимо того факта, что он редко путешествовал и целиком отдавался работе и вере. Как отмечает Дюбрёй, «его жизнью была работа».  

Музей Орсе
«Гауди»
До 17 июля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Коллекционеры на первом плане
The Art Newspaper Russiа выпустила новую книгу — «25 интервью с коллекционерами. 2013–2025». Среди героев сборника — Андрей Малахов, Петр Авен, Вагит Алекперов, Шалва Бреус, Марианна Сардарова и Наталия Опалева
11.11.2025
Коллекционеры на первом плане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+