18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Центр искусств в техасском городке Марфа завершил первый этап своей реставрации

Скульптуры, созданные Джоном Чемберленом из фрагментов брошенных автомобилей, остаются важной достопримечательностью художественного парка в Марфе. Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York
Скульптуры, созданные Джоном Чемберленом из фрагментов брошенных автомобилей, остаются важной достопримечательностью художественного парка в Марфе.
Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Стратегия развития этого художественного парка, основанного Дональдом Джаддом, предусматривает в числе прочего поддержание сохранности произведений и зданий, постепенно ветшающих. Начать решили с реставрации скульптур Джона Чемберлена

Крупнейшая в мире постоянная экспозиция произведений Джона Чемберлена (1927–2011) вновь открылась для посещения в фонде Chinati после того, как завершилась реставрация переоборудованного складского здания, где хранятся монументальные скульптуры этого художника. Стоимость реставрационных работ, длившихся около года, составила $2,7 млн.

В 1983 году именно здание Чемберлена стало первой постройкой, открытой для публики в разбросанном по территории отдаленного техасского городка Марфа арт-комплексе Chinati, посвященном крупноформатному современному искусству. Его основал художник Дональд Джадд (1928–1994). Он выкупил 34 промышленных и административных здания, в том числе бывшую военную базу, и 137,5 га земли, после чего начал постепенно превращать их в идеальную выставочную площадку. Наряду с собственными скульптурами он намеревался показывать здесь произведения других художников, которыми восхищался, в том числе Чемберлена, Ричарда Лонга, Дэна Флавина и Рони Хорн. После смерти Джадда реализация его проекта продолжилась. Последнее по времени добавление было сделано в 2016 году, когда в бывшем военном госпитале открылась инсталляция Роберта Ирвина.

Здание Чемберлена. Март 2022 года. Фото: Alex Marks
Здание Чемберлена. Март 2022 года.
Фото: Alex Marks

Что касается здания Чемберлена площадью более 2 тыс. кв. м, то за минувшие десятилетия оно стремительно разрушалось под воздействием экстремальных погодных условий высокогорной пустыни. Chinati Foundation отнес его реставрацию к категории приоритетных задач при разработке комплексной стратегии развития в 2017 году. Этот план охватывал такие аспекты, как техническое обслуживание зданий комплекса, охрана ландшафта и вопросы, связанные с ростом посещаемости, которая перед пандемией коронавируса достигла 50 тыс. человек в год.

Джадд создал здание Чемберлена, объединив три соседних бывших склада шерсти в центре Марфы. Чемберлен отобрал и установил там при участии Джадда 22 крупных объекта из помятых и спаянных автомобильных частей, а в 1983 году вырезал на месте свою самую большую скульптуру из полиуретановой пены, получившую название «Баржа Марфы». Теперь все произведения из металла очистили, а «Баржу» тщательно задокументировали на случай, если ее когда-нибудь понадобится изготовить заново.

Фонд привлек к реставрации архитектурное бюро Schaum/Shieh и строительную фирму JC Stoddard Construction. Из-за эрозии и проникновения воды металлическую крышу на здании пришлось полностью заменить, в том числе спроектированные Джаддом световые люки из стеклопластика. «Когда люки снова стали такими, как было задумано Джаддом, мы пора­зились обилию естественного света, который проникает внутрь», — рассказывает директор Chinati Foundation Дженни Мур.

Джон Чемберлен. Falfurrias (Marshmellow). 1972. Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York
Джон Чемберлен. Falfurrias (Marshmellow). 1972.
Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York

Другие авторские архитектурные решения, в том числе широко распахивающиеся окна размером 275 на 275 см, тоже уже давно вышли из строя. «Эта реновация позволила нам внести конструктивные и инженерные улучшения, при этом сохранив элегантный дизайн Джадда», — говорит Мур.

Перед зданием восстановили большой сад из местных пустынных растений под названием «дазилирион» — опять же в соответствии с первоначальным проектом. Стратегия развития включает еще и консервационные работы на обширных земельных владениях фонда, в том числе восстановление разнотравья и пересадку тополей и сосен.

Кроме того, восстановили построенный Джаддом дворик, примыкающий к зданию с северо-востока и обнесенный характерной оградой из сырцового кирпича, которую сначала раскрыли, а затем вновь покрыли цементом.

Вместе с рядом других объектов Историческая комиссия Техаса включила эту стену и здание Чемберлена в заявку на внесение исторического района Центральной Марфы в Национальный реестр исторических мест США. Если это произойдет, фонд сможет получить налоговые вычеты, которые помогут ему частично компенсировать расходы на реконструкцию.

Стратегия, стоимость которой ориентировочно оценивают в $40 млн, будет реализовываться за счет фандрайзинга. «Для нас это возможность привлечь к работе специалистов по охране земельных ресурсов и реставрации зданий, что может показаться необычным для музея, — рассказывает Мур. — Джадд создал Chinati на пересечении искусства, архитектуры и ландшафтного дизайна, и все это — неделимые части целого».


Джон Чемберлен, певец автомобильного хлама

Художник Джон Чемберлен. Фото: David Heald/Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Художник Джон Чемберлен.
Фото: David Heald/Solomon R. Guggenheim Museum, New York

Будущий знаменитый художник Джон Ангус Чемберлен родился в 1927 году в Рочестере, в штате Индиана, но детство и юность провел в Чикаго. Здесь он учился в Институте искусств, весьма престижном в США, а несколько позднее окончил частный Блэк-Маунтин-колледж в Северной Каролине, не без оснований считавшийся в те времена «инкубатором авангарда». Почти с самого начала профессиональной деятельности он выбрал для себя специализацию скульптора, в качестве основного художественного материала — сварное железо, а стилем — абстрактный экспрессионизм.

В 1957 году Чемберлен перебрался в Нью-Йорк, где его прежняя увлеченность абстрактным экспрессионизмом сменилась приверженностью к ассамбляжам из фрагментов автомобилей, выброшенных на свалку. Вскоре он стал считаться одним из лидеров джанк-арта («мусорного искусства»), его карьерой занялся знаменитый галерист Лео Кастелли. Получив мировую известность, Чемберлен не раз менял стиль работы, одно время даже переключился на видео-арт и кинематограф, но неизменно возвращался к своему коронному жанру — эстетизации автомобильного утиля.

Дональд Джадд, его коллега и почти ровесник, высоко ценил творчество Чемберлена. Еще в 1962 году Джадд писал: «Единственная причина, по которой Чемберлен не признан лучшим американским скульптором среди тех, кому до 40 лет, состоит в том, что само понятие „лучшего“ сейчас трудноопределимо и такое звание было бы почти случайным». Неудивительно, что впоследствии, в 1970-е годы, когда Джадд переехал из Нью-Йорка в отдаленный городок Марфа, он пригласил Чемберлена в качестве одного из ключевых авторов при устройстве задуманного им художественного парка.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+