18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Центр искусств в техасском городке Марфа завершил первый этап своей реставрации

Скульптуры, созданные Джоном Чемберленом из фрагментов брошенных автомобилей, остаются важной достопримечательностью художественного парка в Марфе. Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York
Скульптуры, созданные Джоном Чемберленом из фрагментов брошенных автомобилей, остаются важной достопримечательностью художественного парка в Марфе.
Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Стратегия развития этого художественного парка, основанного Дональдом Джаддом, предусматривает в числе прочего поддержание сохранности произведений и зданий, постепенно ветшающих. Начать решили с реставрации скульптур Джона Чемберлена

Крупнейшая в мире постоянная экспозиция произведений Джона Чемберлена (1927–2011) вновь открылась для посещения в фонде Chinati после того, как завершилась реставрация переоборудованного складского здания, где хранятся монументальные скульптуры этого художника. Стоимость реставрационных работ, длившихся около года, составила $2,7 млн.

В 1983 году именно здание Чемберлена стало первой постройкой, открытой для публики в разбросанном по территории отдаленного техасского городка Марфа арт-комплексе Chinati, посвященном крупноформатному современному искусству. Его основал художник Дональд Джадд (1928–1994). Он выкупил 34 промышленных и административных здания, в том числе бывшую военную базу, и 137,5 га земли, после чего начал постепенно превращать их в идеальную выставочную площадку. Наряду с собственными скульптурами он намеревался показывать здесь произведения других художников, которыми восхищался, в том числе Чемберлена, Ричарда Лонга, Дэна Флавина и Рони Хорн. После смерти Джадда реализация его проекта продолжилась. Последнее по времени добавление было сделано в 2016 году, когда в бывшем военном госпитале открылась инсталляция Роберта Ирвина.

Здание Чемберлена. Март 2022 года. Фото: Alex Marks
Здание Чемберлена. Март 2022 года.
Фото: Alex Marks

Что касается здания Чемберлена площадью более 2 тыс. кв. м, то за минувшие десятилетия оно стремительно разрушалось под воздействием экстремальных погодных условий высокогорной пустыни. Chinati Foundation отнес его реставрацию к категории приоритетных задач при разработке комплексной стратегии развития в 2017 году. Этот план охватывал такие аспекты, как техническое обслуживание зданий комплекса, охрана ландшафта и вопросы, связанные с ростом посещаемости, которая перед пандемией коронавируса достигла 50 тыс. человек в год.

Джадд создал здание Чемберлена, объединив три соседних бывших склада шерсти в центре Марфы. Чемберлен отобрал и установил там при участии Джадда 22 крупных объекта из помятых и спаянных автомобильных частей, а в 1983 году вырезал на месте свою самую большую скульптуру из полиуретановой пены, получившую название «Баржа Марфы». Теперь все произведения из металла очистили, а «Баржу» тщательно задокументировали на случай, если ее когда-нибудь понадобится изготовить заново.

Фонд привлек к реставрации архитектурное бюро Schaum/Shieh и строительную фирму JC Stoddard Construction. Из-за эрозии и проникновения воды металлическую крышу на здании пришлось полностью заменить, в том числе спроектированные Джаддом световые люки из стеклопластика. «Когда люки снова стали такими, как было задумано Джаддом, мы пора­зились обилию естественного света, который проникает внутрь», — рассказывает директор Chinati Foundation Дженни Мур.

Джон Чемберлен. Falfurrias (Marshmellow). 1972. Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York
Джон Чемберлен. Falfurrias (Marshmellow). 1972.
Фото: Conservation Department, the Chinati Foundation. John Chamberlain art © 2022 Fairweather & Fairweather LTD/ Artists Rights Society (ARS), New York

Другие авторские архитектурные решения, в том числе широко распахивающиеся окна размером 275 на 275 см, тоже уже давно вышли из строя. «Эта реновация позволила нам внести конструктивные и инженерные улучшения, при этом сохранив элегантный дизайн Джадда», — говорит Мур.

Перед зданием восстановили большой сад из местных пустынных растений под названием «дазилирион» — опять же в соответствии с первоначальным проектом. Стратегия развития включает еще и консервационные работы на обширных земельных владениях фонда, в том числе восстановление разнотравья и пересадку тополей и сосен.

Кроме того, восстановили построенный Джаддом дворик, примыкающий к зданию с северо-востока и обнесенный характерной оградой из сырцового кирпича, которую сначала раскрыли, а затем вновь покрыли цементом.

Вместе с рядом других объектов Историческая комиссия Техаса включила эту стену и здание Чемберлена в заявку на внесение исторического района Центральной Марфы в Национальный реестр исторических мест США. Если это произойдет, фонд сможет получить налоговые вычеты, которые помогут ему частично компенсировать расходы на реконструкцию.

Стратегия, стоимость которой ориентировочно оценивают в $40 млн, будет реализовываться за счет фандрайзинга. «Для нас это возможность привлечь к работе специалистов по охране земельных ресурсов и реставрации зданий, что может показаться необычным для музея, — рассказывает Мур. — Джадд создал Chinati на пересечении искусства, архитектуры и ландшафтного дизайна, и все это — неделимые части целого».


Джон Чемберлен, певец автомобильного хлама

Художник Джон Чемберлен. Фото: David Heald/Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Художник Джон Чемберлен.
Фото: David Heald/Solomon R. Guggenheim Museum, New York

Будущий знаменитый художник Джон Ангус Чемберлен родился в 1927 году в Рочестере, в штате Индиана, но детство и юность провел в Чикаго. Здесь он учился в Институте искусств, весьма престижном в США, а несколько позднее окончил частный Блэк-Маунтин-колледж в Северной Каролине, не без оснований считавшийся в те времена «инкубатором авангарда». Почти с самого начала профессиональной деятельности он выбрал для себя специализацию скульптора, в качестве основного художественного материала — сварное железо, а стилем — абстрактный экспрессионизм.

В 1957 году Чемберлен перебрался в Нью-Йорк, где его прежняя увлеченность абстрактным экспрессионизмом сменилась приверженностью к ассамбляжам из фрагментов автомобилей, выброшенных на свалку. Вскоре он стал считаться одним из лидеров джанк-арта («мусорного искусства»), его карьерой занялся знаменитый галерист Лео Кастелли. Получив мировую известность, Чемберлен не раз менял стиль работы, одно время даже переключился на видео-арт и кинематограф, но неизменно возвращался к своему коронному жанру — эстетизации автомобильного утиля.

Дональд Джадд, его коллега и почти ровесник, высоко ценил творчество Чемберлена. Еще в 1962 году Джадд писал: «Единственная причина, по которой Чемберлен не признан лучшим американским скульптором среди тех, кому до 40 лет, состоит в том, что само понятие „лучшего“ сейчас трудноопределимо и такое звание было бы почти случайным». Неудивительно, что впоследствии, в 1970-е годы, когда Джадд переехал из Нью-Йорка в отдаленный городок Марфа, он пригласил Чемберлена в качестве одного из ключевых авторов при устройстве задуманного им художественного парка.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+