18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Лондоне опять восхищаются Рафаэлем

Рафаэль Санти. «Мадонна Ансидеи». 1505-1507. Фрагмент. Фото: The National Gallery, London
Рафаэль Санти. «Мадонна Ансидеи». 1505-1507. Фрагмент.
Фото: The National Gallery, London
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Национальная галерея посвятила выставку великому урбинцу, его жизни и творчеству, собрав 89 произведений, созданных им самим или по его эскизам с конца 1490-х и до смерти художника в возрасте 37 лет в 1520 году

Кураторы выставки Рафаэля в лондонской Национальной галерее Дэвид Эксер­джян и Том Генри избрали привычную форму изложения материала в хронологической последовательности. Концепция этого показа настолько проста, что укладывается в одно предложение: рассказать о жизни и творчестве Рафаэля в 89 произведениях, созданных им самим или по его эскизам с конца 1490-х годов и до смерти художника в возрасте 37 лет в апреле 1520 года.

Широкий охват экспозиции, включающей эскизы к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства и гравюрам, картоны к шпалерам и архитектурные проекты, подчеркивает разностороннюю одаренность Рафаэля, но в его время это была отнюдь не редкость. Из общего ряда Рафаэля выделяла способность безошибочно распознавать и приглашать к сотрудничеству самых талантливых художников и ремесленников, выводя их творчество на новый уровень благодаря экспрессивности и утонченности своих эскизов, по которым они работали. Примером его потрясающей способности к совместной деятельности служит серия из четырех гравюр, выполненных болонским гравером Маркантонио Раймонди по рисункам Рафаэля, одну из которых, «Избиение младенцев», предоставила на выставку венская Альбертина. Кураторы обращают внимание зрителя на практический подход Рафаэля к созданию эскизов, позволявший ему наращивать продуктивность (ключевой актив на его пути к успеху): фигура занесшего оружие солдата на гравюре создана на основе чуть более раннего рисунка, выполненного к фреске «Суд Соломона» для одного из сводов станцы делла Сеньятура в Ватикане.

Рафаэль Санти. Эскиз головы апостола. Фото: Private Collection, New York
Рафаэль Санти. Эскиз головы апостола.
Фото: Private Collection, New York

Подобные работы дают представление о том, как Рафаэлю удавалось совмещать исполнение многочисленных и разнообразных заказов благодаря слаженной работе талантливых сотрудников его безупречно организованной мастерской. Дисциплина и ясность мысли, а также умение делегировать и организаторский талант позволяли Рафаэлю поддерживать высокое качество многообразной продукции, будь то живопись, текстиль или бронза.

Благодаря моде на Рафаэля среди британских коллекционеров XVIII–XIX веков кураторам Национальной галереи повезло иметь в непосредственном доступе работы высочайшего качества, в том числе из собственной коллекции музея, которые и составили ядро экспозиции. В добавок к ним удалось получить во временное пользование не менее выдающиеся экспонаты из зарубежных собраний, в том числе такие картины, как «Мадонна Грандука» (около 1506–1507) и «Донна Велата» (около 1512–1515) из Галереи Уффици, «Мадонна Альба» (около 1510) и «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне, алтарь святой Цецилии (1518) из Национальной пинакотеки Болоньи, «Форнарина» (1518–1519) из Палаццо Барберини в Риме, а кроме того, два превосходных портрета из Лувра — изображение Бальдассаре Кастильоне (около 1514–1515) и «Автопортрет с другом» (1518–1520).

В экспозицию вошли и менее известные, но столь же выдающиеся вещи, в том числе выполненный цветными мелками набросок к портрету папы римского Льва X из Музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне и два бронзовых тондо, вероятно выполненных Чезарино Россетти. Кроме того, среди экспонатов есть произведения, которые в последнее время видели только посетители аукционных залов: портрет Лоренцо Медичи, проданный на Christie’s в 2007 году, миниатюрный живописный портрет-тондо резчика по металлу и драгоценным камням Валерио Белли, ушедший на Sotheby’s в 2016 году, и этюд к картине «Святое семейство», проданный на торгах в Париже в 2019 году как «приписываемый Джованни Франческо Пенни».

Чезарино Россетти. The Descent into Limbo. Фото: Courtesy Ministero per i beni e le attivita culturali, Italia
Чезарино Россетти. The Descent into Limbo.
Фото: Courtesy Ministero per i beni e le attivita culturali, Italia

Организаторы выставки в Национальной галерее смогли предельно рельефно представить его как неутомимого изобретателя и напомнить о том, что он не виноват, что его работы были возведены в статус канона, впоследствии определившего стерильный и тусклый характер академической традиции европейского искусства. Глядя на его работы без этого бремени, замечаешь, что они энергичны, технически совершенны и полны точных наблюдений. Даже 502 года спустя талант Рафаэля остается поразительно свежим и по-прежнему более чем достойным восхищения и чествования.  

Национальная галерея, Лондон
«Рафаэль»
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+