В Лондоне опять восхищаются Рафаэлем

Рафаэль Санти. «Мадонна Ансидеи». 1505-1507. Фрагмент. Фото: The National Gallery, London
Рафаэль Санти. «Мадонна Ансидеи». 1505-1507. Фрагмент.
Фото: The National Gallery, London
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Национальная галерея посвятила выставку великому урбинцу, его жизни и творчеству, собрав 89 произведений, созданных им самим или по его эскизам с конца 1490-х и до смерти художника в возрасте 37 лет в 1520 году

Кураторы выставки Рафаэля в лондонской Национальной галерее Дэвид Эксер­джян и Том Генри избрали привычную форму изложения материала в хронологической последовательности. Концепция этого показа настолько проста, что укладывается в одно предложение: рассказать о жизни и творчестве Рафаэля в 89 произведениях, созданных им самим или по его эскизам с конца 1490-х годов и до смерти художника в возрасте 37 лет в апреле 1520 года.

Широкий охват экспозиции, включающей эскизы к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства и гравюрам, картоны к шпалерам и архитектурные проекты, подчеркивает разностороннюю одаренность Рафаэля, но в его время это была отнюдь не редкость. Из общего ряда Рафаэля выделяла способность безошибочно распознавать и приглашать к сотрудничеству самых талантливых художников и ремесленников, выводя их творчество на новый уровень благодаря экспрессивности и утонченности своих эскизов, по которым они работали. Примером его потрясающей способности к совместной деятельности служит серия из четырех гравюр, выполненных болонским гравером Маркантонио Раймонди по рисункам Рафаэля, одну из которых, «Избиение младенцев», предоставила на выставку венская Альбертина. Кураторы обращают внимание зрителя на практический подход Рафаэля к созданию эскизов, позволявший ему наращивать продуктивность (ключевой актив на его пути к успеху): фигура занесшего оружие солдата на гравюре создана на основе чуть более раннего рисунка, выполненного к фреске «Суд Соломона» для одного из сводов станцы делла Сеньятура в Ватикане.

Рафаэль Санти. Эскиз головы апостола. Фото: Private Collection, New York
Рафаэль Санти. Эскиз головы апостола.
Фото: Private Collection, New York

Подобные работы дают представление о том, как Рафаэлю удавалось совмещать исполнение многочисленных и разнообразных заказов благодаря слаженной работе талантливых сотрудников его безупречно организованной мастерской. Дисциплина и ясность мысли, а также умение делегировать и организаторский талант позволяли Рафаэлю поддерживать высокое качество многообразной продукции, будь то живопись, текстиль или бронза.

Благодаря моде на Рафаэля среди британских коллекционеров XVIII–XIX веков кураторам Национальной галереи повезло иметь в непосредственном доступе работы высочайшего качества, в том числе из собственной коллекции музея, которые и составили ядро экспозиции. В добавок к ним удалось получить во временное пользование не менее выдающиеся экспонаты из зарубежных собраний, в том числе такие картины, как «Мадонна Грандука» (около 1506–1507) и «Донна Велата» (около 1512–1515) из Галереи Уффици, «Мадонна Альба» (около 1510) и «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне, алтарь святой Цецилии (1518) из Национальной пинакотеки Болоньи, «Форнарина» (1518–1519) из Палаццо Барберини в Риме, а кроме того, два превосходных портрета из Лувра — изображение Бальдассаре Кастильоне (около 1514–1515) и «Автопортрет с другом» (1518–1520).

В экспозицию вошли и менее известные, но столь же выдающиеся вещи, в том числе выполненный цветными мелками набросок к портрету папы римского Льва X из Музея Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне и два бронзовых тондо, вероятно выполненных Чезарино Россетти. Кроме того, среди экспонатов есть произведения, которые в последнее время видели только посетители аукционных залов: портрет Лоренцо Медичи, проданный на Christie’s в 2007 году, миниатюрный живописный портрет-тондо резчика по металлу и драгоценным камням Валерио Белли, ушедший на Sotheby’s в 2016 году, и этюд к картине «Святое семейство», проданный на торгах в Париже в 2019 году как «приписываемый Джованни Франческо Пенни».

Чезарино Россетти. The Descent into Limbo. Фото: Courtesy Ministero per i beni e le attivita culturali, Italia
Чезарино Россетти. The Descent into Limbo.
Фото: Courtesy Ministero per i beni e le attivita culturali, Italia

Организаторы выставки в Национальной галерее смогли предельно рельефно представить его как неутомимого изобретателя и напомнить о том, что он не виноват, что его работы были возведены в статус канона, впоследствии определившего стерильный и тусклый характер академической традиции европейского искусства. Глядя на его работы без этого бремени, замечаешь, что они энергичны, технически совершенны и полны точных наблюдений. Даже 502 года спустя талант Рафаэля остается поразительно свежим и по-прежнему более чем достойным восхищения и чествования.  

Национальная галерея, Лондон
«Рафаэль»
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+