18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Пермь — не только за «Счастьем»

«Счастье» Бориса Матросова на набережной Камы. Фото: Александр Буторин/Фотобанк Лори
«Счастье» Бориса Матросова на набережной Камы.
Фото: Александр Буторин/Фотобанк Лори
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Город известен Музеем современного искусства ПЕРММ, деревянной скульптурой XVII–XIX веков и паблик-артом

Пермь трудно назвать популярным туристическим городом, но для любителей искусства тут есть сразу несколько мощных магнитов. Это и чуть ли не единственный в России, не считая столиц, музей современного искусства, и уникальная коллекция деревянной древнерусской скульптуры, и, наконец, тут есть «Счастье», пожалуй, самый знаменитый в стране объект паблик-арта.

Правда, в ближайшее время «Счастья» увидеть не удастся. Крупные красные буквы «счастье не за горами» — объект московского художника Бориса Матросова — когда-то были установлены на набережной Камы и стали неофициальным символом города. Особенно они прославились после успеха фильма «Географ глобус пропил», снятого по роману местного уроженца и литературной звезды Алексея Иванова, где фигурировал этот оптимистичный слоган, подчеркивая раскардаш в жизни героев фильма. Но сейчас набережную реконструируют и объект демонтировали с обещаниями немедленно вернуть на место, как только работы закончатся. Художник Арсений Швабский установил на опустевшем месте свой объект — «Временное счастье», но и его убрали.

Николай Полисский. «Пермские ворота». 2011. Фото: Тимофей Радя
Николай Полисский. «Пермские ворота». 2011.
Фото: Тимофей Радя

Вообще линия паблик-арта в Перми сильна еще с конца нулевых, когда московский галерист Марат Гельман (признанный теперь «иноагентом») основал при поддержке местных властей новый музей ПЕРММ и насаждал в городе современное искусство, и в том числе разнообразные уличные произведения. С тех пор остались великолепные «Ворота» Николая Полисского — триумфальная арка, сложенная из сучьев (подобную можно видеть в московском парке в Лихоборах), и, например, «Яблоко» Жанны Кадыровой, установленное в 2010 году. Сердцевина монументального и прилично откушенного плода составлена из кирпичей снесенных старинных пермских домов, а зеленая кожа символизирует наступление новой глянцевой архитектуры. Недавно этот объект был отреставрирован. «Красные человечки» Андрея Люблинского, геометрические фигурки, напоминающие человечков британца Энтони Гормли, когда-то вызывавшие бурную реакцию пермских жителей, сегодня мирно приземлились в сквере около того самого музея современного искусства ПЕРММ. Арт-директор музея, известный куратор Наиля Алахвердиева, делает ставку на яркие, часто экспериментальные проекты и всевозможные образовательные программы, что привлекает молодежную аудиторию. Столб с указателями расстояний до известных мировых музеев совриска, стоящий у здания музея, шутливо дает понять уровень амбиций ПЕРММ.

Как и во многих других российских городах, в Перми пестуют местную идентичность и ставят забавные памятники. Это и «Пермский медведь» — бронзовый и весьма натуралистичный — ответ тем, кто почему-то считает, что по русским городам медведи бродят (кстати, серебряный медведь — и на гербе города), и фигурка Ивана Семенова — школьника-двоечника и прогульщика, воспетого пермским писателем Львом Давыдычевым. В центре города стоит монумент «Пермяк — соленые уши» — дань поговорке, восходящей к эпохе, когда тут добывали соль и носили мешки с нею на голове, что было похоже на огромные уши.

В числе местных брендов есть и гастрономические — это, конечно же, уральские пельмени и крошечные пирожки со слегка неприличным названием «посикунчики» — когда их надкусывают, они должны брызгать соком начинки. Ресторанная культура в Перми на высоте, даже вывески и витрины заведений оформлены с большой изобретательностью и толикой местной брутальности.

Монумент «Пермяк — соленые уши». Фото: «Мой город — Пермь!»
Монумент «Пермяк — соленые уши».
Фото: «Мой город — Пермь!»

Погрузиться в историю города помогут два маршрута по центру, две линии — красная и зеленая. Главные вешки отмечены большими стендами — мимо не пройти. Зеленая линия включает 37 пунктов, основные достопримечательности. Красный маршрут составлен совсем не банально: он посвящен любовным историям. Скажем, дом 13 по улице Сибирской примечателен тем, что там учился гимназист Михаил Ильин, потом прославившийся как писатель Михаил Осоргин, который пережил первую любовь к Катеньке и описал ее в одноименной новелле. В том же районе расположены здания, связанные с личными перипетиями в судьбах Петра Вяземского, великого князя Михаила Александровича Романова, футуриста Василия Каменского, писателя Аркадия Гайдара.

Пермь не может похвастать целостностью исторической застройки, и в старинных кварталах царит типичная для крупных российских городов эклектика разных эпох, свидетельствующая о нашей бурной истории. Брежневский модернизм может соседствовать с деревянной избой с резными наличниками; на набережной сохранились пышные купеческие дворцы; а напротив Пермского театра оперы и балета стоит конструктивистская гостиница, где жили во время эвакуации артисты Мариинки. Пермская опера — один из главных ньюсмейкеров российской театральной жизни, ее нынешняя слава связана во многом с дирижером Теодором Курентзисом, который возглавлял ее в в 2011–2019 годах, но и сегодня, если повезет, можно попасть на авангардную постановку «Дон Жуана» Моцарта, в которой фигурируют произведения современных художников.

Деревянных домов в центре Перми сохранилось совсем немного. Фото: Ирина Устинова/Фотобанк Лори
Деревянных домов в центре Перми сохранилось совсем немного.
Фото: Ирина Устинова/Фотобанк Лори

Главное сокровище Перми для всех, кто интересуется искусством, — это небольшой зал в Пермской художественной галерее. Он находится в верхнем ярусе церковного здания, Спасо-Преображенского собора XIX века, где размещается галерея. Туда нужно подниматься по лестнице, и эффект внезапного появления собранных в этом зале скульптур поистине ошеломляющий! Прекрасные фигуры ангелов и целый ряд деревянных скульптур на сюжет Христа в темнице — все это создает особую одухотворенную атмо­сферу, усиленную тем, что тут же можно видеть оригинальный иконостас церкви. Эти скульптуры XVII–XIX веков, прозванные «пермскими богами», — редчайший для нашего православного искусства жанр. Их в 1920-е годы собирал по церквям Пермского края искусствовед Николай Серебренников, спасший эти произведения от уничтожения. В галерее, конечно же, представлена и русская живопись, от строгановских икон до авангарда. Музей должен переехать в новое пространство, так как собор передан Русской православной церкви. Часть цехов Завода им. Шпагина предполагает джентрифицировать под музей столичный архитектор Сергей Чобан. Пока собор-музей и площадь вокруг него с открывающимися величественными видами на Каму остаются лучшей точкой, чтобы почувствовать мощь этого города. 


Дом-музей Василия Каменского

Экспозиция «Жизнь и творчество В.В.Каменского» в Доме-музее Василия Каменского. Фото: Дом-музей Василия Каменского
Экспозиция «Жизнь и творчество В.В.Каменского» в Доме-музее Василия Каменского.
Фото: Дом-музей Василия Каменского

Поэт-футурист, а также художник и один из первых российских авиаторов в 1931 году получил в пользование дом в селе Троица недалеко от Перми. Он превратил его в «дом-корабль» — с палубой, трюмом и капитанским мостиком. В 1974 году дом стал музеем. Тут представлены подлинные мемориальные предметы и документы, а также макеты первого в Прикамье аэроплана, принадлежавшего Каменскому, и изобретенного им аэрохода.


Дом Мешкова

Дом Мешкова. Фото: A.Savin/Wikipedia Commons
Дом Мешкова.
Фото: A.Savin/Wikipedia Commons

Основная экспозиция краеведческого музея располагается в одном из особняков старой Перми, принадлежавшем Николаю Мешкову — купцу, политику и крупному благотворителю. Здесь можно увидеть образцы пермского «звериного стиля» — металлическую пластику I тысячелетия н.э., а также посох Стефана Пермского — символ смены религиозных представлений коренных жителей края — и артефакты, связанные с советским периодом.


Музей пермских древностей

Экспозиция в Музее пермских древностей. Фото: Музей пермских древностей
Экспозиция в Музее пермских древностей.
Фото: Музей пермских древностей

Филиал краеведческого музея, посвященный доисторическим находкам, которые дали имя целому периоду палеозойской эры — это так называемый пермский период. Экспозиция не похожа на типовые экспозиции отделов природы, которые есть в десятках краеведческих музеев России. В музее показывают скелет «пермского мамонта», ископаемого кузнечика, оханский метеорит, местных пермских ящеров — самую крупную находку в отечественной палеонтологии.


Дом Дягилева

Дом Дягилева. Фото: Тара-Амингу/Wikipedia Commons
Дом Дягилева.
Фото: Тара-Амингу/Wikipedia Commons

Дом семьи Дягилевых, где провел юношеские годы Сергей Дягилев, реформатор театра, один из основателей «Мира искусства» и организатор «Русских сезонов». Дом в стиле позднего классицизма был построен в середине XIX века дедом будущего великого импресарио, творческая интеллигенция собиралась сюда на «четверги». В 1900 году в доме открылась гимназия, которая существует до сих пор. При гимназии работает музей Дягилева, куда можно попасть с экскурсией.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+