18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену

Ян Стен. Групповой портрет с Яном Стеном и семьей Геррита Схоутена в фантазийном интерьере. 1659–1660. Фото: The Nelson-Atkins Museum of Art
Ян Стен. Групповой портрет с Яном Стеном и семьей Геррита Схоутена в фантазийном интерьере. 1659–1660.
Фото: The Nelson-Atkins Museum of Art
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания

Книга предлагает широкую, в хронологическом и географическом смыслах, подборку визуального материала, связанного с домашней прислугой: от средневековых иллюминированных рукописей до портретов Нового времени, рисунков, печатной графики, кукольных домиков и картонных фигур-обманок. Издание посвящено главным образом западноевропейскому искусству (с небольшими экскурсами в колонии), изображающему тех, кто работает на других.

Дайана Волфтал прямо предупреждает о том, чем ее книга не является. Она не претендует на всестороннее историческое исследование и не предлагает хронологию изменений в обществе. Автор не уделяет внимания некоторым темам, уже освещенным в других научных трудах; в частности, она не пишет о портретах аристократов со слугами, об образах слуг в нидерландской живописи XVII века, преподающих зрителю урок морали, и об изображении слуг неевропейского происхождения.

Diane Wolfthal. Household Servants and Slaves: A Visual History, 1300–1700. Yale. 272 с.: 170 цв. ил. £35/$45. На английском языке
Diane Wolfthal. Household Servants and Slaves: A Visual History, 1300–1700. Yale. 272 с.: 170 цв. ил. £35/$45. На английском языке

Книга исследует менее изведанные территории. В пяти главах рассказано о занятиях обыкновенной домашней прислуги — тех, кто подметает, стирает, гладит, трудится на кухне, — позволяя больше узнать о жизни слуг, их статусе в доме и взаимоотношениях с хозяевами.

Особая тема — «невидимость» слуг (если они и присутствуют в композиции, то только на периферии). Одна из глав посвящена противоположной тенденции — когда слуги занимают центральное место. Здесь собраны детальные и глубокие рисунки Альбрехта Дюрера, выполненные серебряной иглой; непринужденные наброски сангиной Чарльза Била (сына портретистки XVII века Мэри Бил); и полный достоинства портрет кисти Диего Веласкеса, который изобразил своего раба Хуана де Пареху, тоже художника, за несколько месяцев до того, как подписать бумаги о его освобождении.

Обложку украшает шутливый псевдогероический портрет Бриджет Холмс, 90-летней служанки Якова II, гордо держащей в руках швабру, будто это маршальский жезл. Картиной, написанной в 1686 году, Джон Райли отдает должное ее долголетию и верной службе монарху. В числе других иллюстраций — миниатюры из средневекового часослова, изображения посудомоек и точильщиков из итальянской иллюстрированной книги 1570 года, а также резные подставки в форме закованных в цепи коленопреклоненных чернокожих рабов — ошеломляющие по нынешним временам предметы, свидетельство богатства хозяев, нажитого в колониях.

Диего Веласкес. «Портрет Хуана де Парехи». 1650. Фрагмент. Фото: The Met
Диего Веласкес. «Портрет Хуана де Парехи». 1650. Фрагмент.
Фото: The Met

Охват книги настолько широк, что один человек, даже самый эрудированный, попросту не способен быть экспертом во всех затронутых областях. Неудивительно, что время от времени встречаются фактические ошибки (например, в датах). Узким специалистам анализ некоторых работ может показаться не совсем точным, а порою хочется, чтобы больше говорилось об общественных изменениях. В конце концов, именно это дает контекст, необходимый для понимания того, как менялись отношения между семьей и слугами.

Трудности, связанные с определениями и категоризацией, очевидны, и автор это признает. Книга выводит на первый план трудящийся класс, но не труд за пределами дома; она посвящена домашней прислуге, но, скорее, низкого ранга; она говорит об иерархии и о тех, кто прислуживает привилегированным сословиям, но и среди них есть своя иерархия — от богачей до среднего класса, к которому относились и художники. Временами в тексте чувствуется мягкий упрек: искусствоведам — за то, что не изучали эту тему раньше, работодателям — за желание убрать прислугу с глаз долой, художникам — за ее маргинализацию. Но даже если вы не соглашаетесь с отдельными аргументами или интерпретациями, все-таки интересно проанализировать, что же именно вызывает у вас несогласие. Это крайне любопытная тема, и после прочтения хочется узнать о ней больше. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+