18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену

Ян Стен. Групповой портрет с Яном Стеном и семьей Геррита Схоутена в фантазийном интерьере. 1659–1660. Фото: The Nelson-Atkins Museum of Art
Ян Стен. Групповой портрет с Яном Стеном и семьей Геррита Схоутена в фантазийном интерьере. 1659–1660.
Фото: The Nelson-Atkins Museum of Art
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания

Книга предлагает широкую, в хронологическом и географическом смыслах, подборку визуального материала, связанного с домашней прислугой: от средневековых иллюминированных рукописей до портретов Нового времени, рисунков, печатной графики, кукольных домиков и картонных фигур-обманок. Издание посвящено главным образом западноевропейскому искусству (с небольшими экскурсами в колонии), изображающему тех, кто работает на других.

Дайана Волфтал прямо предупреждает о том, чем ее книга не является. Она не претендует на всестороннее историческое исследование и не предлагает хронологию изменений в обществе. Автор не уделяет внимания некоторым темам, уже освещенным в других научных трудах; в частности, она не пишет о портретах аристократов со слугами, об образах слуг в нидерландской живописи XVII века, преподающих зрителю урок морали, и об изображении слуг неевропейского происхождения.

Diane Wolfthal. Household Servants and Slaves: A Visual History, 1300–1700. Yale. 272 с.: 170 цв. ил. £35/$45. На английском языке
Diane Wolfthal. Household Servants and Slaves: A Visual History, 1300–1700. Yale. 272 с.: 170 цв. ил. £35/$45. На английском языке

Книга исследует менее изведанные территории. В пяти главах рассказано о занятиях обыкновенной домашней прислуги — тех, кто подметает, стирает, гладит, трудится на кухне, — позволяя больше узнать о жизни слуг, их статусе в доме и взаимоотношениях с хозяевами.

Особая тема — «невидимость» слуг (если они и присутствуют в композиции, то только на периферии). Одна из глав посвящена противоположной тенденции — когда слуги занимают центральное место. Здесь собраны детальные и глубокие рисунки Альбрехта Дюрера, выполненные серебряной иглой; непринужденные наброски сангиной Чарльза Била (сына портретистки XVII века Мэри Бил); и полный достоинства портрет кисти Диего Веласкеса, который изобразил своего раба Хуана де Пареху, тоже художника, за несколько месяцев до того, как подписать бумаги о его освобождении.

Обложку украшает шутливый псевдогероический портрет Бриджет Холмс, 90-летней служанки Якова II, гордо держащей в руках швабру, будто это маршальский жезл. Картиной, написанной в 1686 году, Джон Райли отдает должное ее долголетию и верной службе монарху. В числе других иллюстраций — миниатюры из средневекового часослова, изображения посудомоек и точильщиков из итальянской иллюстрированной книги 1570 года, а также резные подставки в форме закованных в цепи коленопреклоненных чернокожих рабов — ошеломляющие по нынешним временам предметы, свидетельство богатства хозяев, нажитого в колониях.

Диего Веласкес. «Портрет Хуана де Парехи». 1650. Фрагмент. Фото: The Met
Диего Веласкес. «Портрет Хуана де Парехи». 1650. Фрагмент.
Фото: The Met

Охват книги настолько широк, что один человек, даже самый эрудированный, попросту не способен быть экспертом во всех затронутых областях. Неудивительно, что время от времени встречаются фактические ошибки (например, в датах). Узким специалистам анализ некоторых работ может показаться не совсем точным, а порою хочется, чтобы больше говорилось об общественных изменениях. В конце концов, именно это дает контекст, необходимый для понимания того, как менялись отношения между семьей и слугами.

Трудности, связанные с определениями и категоризацией, очевидны, и автор это признает. Книга выводит на первый план трудящийся класс, но не труд за пределами дома; она посвящена домашней прислуге, но, скорее, низкого ранга; она говорит об иерархии и о тех, кто прислуживает привилегированным сословиям, но и среди них есть своя иерархия — от богачей до среднего класса, к которому относились и художники. Временами в тексте чувствуется мягкий упрек: искусствоведам — за то, что не изучали эту тему раньше, работодателям — за желание убрать прислугу с глаз долой, художникам — за ее маргинализацию. Но даже если вы не соглашаетесь с отдельными аргументами или интерпретациями, все-таки интересно проанализировать, что же именно вызывает у вас несогласие. Это крайне любопытная тема, и после прочтения хочется узнать о ней больше. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+