18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русская «Коллекция» в Центре Помпиду больше не будет прирастать

Борис Орлов. «Национальный тотем. А.С.Пушкин в маршальском мундире». 1982. Фотомонтаж.  Фрагмент. Дар Владимира и Ларисы Фудим. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Борис Орлов. «Национальный тотем. А.С.Пушкин в маршальском мундире». 1982. Фотомонтаж. Фрагмент. Дар Владимира и Ларисы Фудим.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Парижский музей отказался от третьего благотворительного транша Фонда Владимира Потанина, предназначенного для пополнения коллекции русского искусства, его изучения и популяризации. Все подаренные прежде произведения останутся в музее

Центр Помпиду приостановил получение пожертвования в размере €586 тыс., которое должно было поступить в музей этой осенью от Благотворительного фонда Владимира Потанина. Транш ожидался в рамках долговременной программы сотрудничества, по которой, как сообщает французская пресса, с 2016 по 2021 год музей уже получил два взноса в общей сложности на €1,3 млн. По сведениям газеты Le Monde, первоначально музей был готов принять третье пожертвование (после того как получил зеленый свет от французских министерств культуры и иностранных дел), однако позже решение было изменено.

Согласно информации издания, назвавшего это пожертвование «источником смущения», годовой бюджет Центра Помпиду на приобретение новых произведений составляет всего €1,8 млн, то есть фонд российского бизнесмена вносил заметный вклад в пополнение коллекции.

Центр Помпиду. Фото: Jean-Pierre Dalbéra
Центр Помпиду.
Фото: Jean-Pierre Dalbéra

Сотрудничество между музеем и фондом стало зримым в 2016–2017 годах, когда в Центре Помпиду прошла выставка советского андерграундного и постсоветского искусства «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000». Произведения из нее были подарены российскими коллекционерами (среди которых — Инна Баженова, Маргарита Пушкина, Екатерина и Владимир Семенихины, Игорь Цуканов и другие) и приобретены у художников или их наследников — средства на это, а также на организацию выставки, каталог и транспортировку работ во Францию предоставил Фонд Потанина. Отбор 250 произведений осуществила вместе с Николя Люччи-Гутниковым, научным сотрудником Центра Помпиду, вдохновитель всего проекта Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва.

«Пополнение русской коллекции Центра Помпиду — символический акт, направленный на поощрение интеграции русского искусства в живую культуру. Подарив некоторое время назад „Черный квадрат“ Малевича Эрмитажу в Санкт-Петербурге, я хотел совершить символический поступок, и за ним последовало немало пожертвований в фонд этого музея», — цитировала в 2017 году Le Figaro слова Владимира Потанина.

Владимир Потанин. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Владимир Потанин.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Благодаря этой акции собрание Центра Помпиду пополнилось картинами ряда художников-нонконформистов 1960-х, утопическими проектами «бумажных архитекторов» 1980-х и соц-артом, работами Эрика Булатова, Андрея Кузькина, Олега Кулика, Михаила Рогинского, арт-групп «Синие носы» и «Что делать». Дарители во главе с Владимиром Потаниным и Ольгой Свибловой стали в 2017 году лауреатами Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад». Позже выставка «Коллекция!» была дополнена новыми поступлениями («Коллекция+»).

Сейчас на вопрос, намерен ли Центр Помпиду вернуть какие-либо произведения, в музее ответили: «Работы, подаренные Фондом Потанина, принадлежат национальным публичным коллекциям».

Второй платеж в размере около €700 тыс. был использован для поддержания запущенной в 2017 году программы по изучению коллекции. Этот трехлетний исследовательский проект под названием «Россия ХХ век» включал научные симпозиумы, публикации текстов и гранты для молодых исследователей и кураторов, а также ежемесячные конференции «Русские хроники». В планах были перевод на французский язык и издание эссе и статей, написанных художниками, искусствоведами и теоретиками современного искусства, а также изучение наследия нонконформистов, обосновавшихся во Франции начиная с 1970-х годов. Третий денежный транш, намеченный на эту осень, должен был обеспечить финансирование дальнейших инициатив.

Вернисаж выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000». Фото: M.Lasson/Center Pompidou
Вернисаж выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000».
Фото: M.Lasson/Center Pompidou

Этот долговременный проект высоко оценили специалисты многих стран. Помимо Премии The Art Newspaper Russia, в 2017 году Владимиру Потанину, Ольге Свибловой, Владимиру Семенихину и Игорю Цуканову, ставшим главными двигателями проекта «Коллекция!», были вручены ордена Почетного легиона. В 2018 году за этот же благотворительный проект Фонд Потанина был отмечен премией Corporate Art Awards, вручение которой проходило в Европейском парламенте в Брюсселе.

На сегодняшний день Владимир Потанин остается одним из немногих российских олигархов, избежавших значительных санкций.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+