Музей Орсе потревожил своих призраков руками Софи Каль

Художница Софи Каль в заброшенном отеле. В этом здании позднее был возрожден Музей Орсе. 1979. Фото: Richard Baltauss
Художница Софи Каль в заброшенном отеле. В этом здании позднее был возрожден Музей Орсе. 1979.
Фото: Richard Baltauss
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Необычный проект, связанный с собственной историей, показывает Музей Орсе. Звезда современного французского искусства Софи Каль жила в Орсе, когда он еще был сквотом, и сохранила вещи и записки постояльцев, а сейчас сложила из них вымышленный сюжет

Французская художница Софи Каль поселилась в почти пустом здании бывшего вокзала Орсе в 1978 году, когда это был заброшенный отель. В 1986-м здание было возрождено как Музей Орсе и вскоре стало одним из самых популярных в мире музеев. В тот период своей сквоттерской жизни Каль собирала документы отеля, забытые вещи и записки постояльцев, которые находила в здании. В их числе были записки, адресованные сотруднику гостиницы по имени Оддо, послужившие для художницы импульсом к созданию воображаемой личности и биографии. Она сохранила этот архив и через четыре десятка лет мимоходом упомянула о нем на званом ужине Донатьену Грау, руководителю современных программ Музея Орсе.

Софи Каль перед картиной «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Орсе. 2020. Фото: Musée d’Orsay/Sophie Crépy
Софи Каль перед картиной «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Орсе. 2020.
Фото: Musée d’Orsay/Sophie Crépy

Во время карантина Каль пригласили побродить по пустым коридорам Орсе, где она наткнулась на монументальный зимний пейзаж 1904 года швейцарского художника Куно Амье (1868–1961), изображающий, казалось бы, одинокого лыжника. На самом деле двух его закрашенных спутников можно увидеть на оборотной стороне холста — au dos по-французски, что произносится как «оддо», точно так же, как имя того самого загадочного сотрудника отеля, чью биографию когда-то придумала Каль. Именно в этот момент в ее голове и возникла идея выставочного проекта. Экспозиция включает бережно сохраненные Софи Каль «трофеи» из прошлого с ее пояснительными текстами, а также сделанные ею фотографии пустынных залов и коридоров Орсе.  

Музей Орсе
«Призраки Орсе»
До 12 июня

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+