18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех

Ян Стен. «Беспутный дом». Около 1663–64. Фото: The Met
Ян Стен. «Беспутный дом». Около 1663–64.
Фото: The Met

Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми

Мэрия Москвы объявила, что в качестве эксперимента смягчает правила, касающиеся продажи алкоголя в общественных местах. До конца года снят запрет на продажу алкоголя в сезонных или летних кафе при стационарных предприятиях общественного питания, разрешается продажа алкоголя крепостью до 16,5% в музеях и концертных залах. До 31 декабря также будет снят запрет на реализацию спиртного той же крепости в спортивных сооружениях. Соответствующее постановление правительства города № 610-пп подписано мэром Сергеем Собяниным 19 апреля 2022 года.

На следующий день после опубликования этой новости Министерство культуры РФ выпустило пояснение, касающееся музеев. «Данный эксперимент не будет проходить на площадках федеральных музеев и в музеях-заповедниках», — сообщили в пресс-службе министерства. Как добавили в ведомстве, такие ограничения связаны, в частности, с инцидентом 2018 года, когда вандал нанес серьезные повреждения полотну художника Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Третьяковской галерее. Тогда сообщалось, что до нападения вандал принял дозу алкоголя в одном из ресторанов на территории Третьяковки. Вскоре после этого директор музея Зельфира Трегулова заявила, что от владельцев заведений Третьяковской галереи потребуют убрать алкоголь из меню; тогда же уточнялось, что в собственности музея нет кафе и ресторанов, все они принадлежат арендаторам, находятся в отдельных помещениях и имеют лицензии на реализацию спиртного.

Подведомственный столичному департаменту культуры Московский музей современного искусства. Здание на Гоголевском бульваре. Фото: ММОМА
Подведомственный столичному департаменту культуры Московский музей современного искусства. Здание на Гоголевском бульваре.
Фото: ММОМА

Очевидно, послабления должны стимулировать пополнение бюджета культурных учреждений в текущих кризисных условиях. Однако, как известно из западных исследований, продажа алкоголя в музеях может быть связана не только с финансовой выгодой. Интересные исследования этой темы были опубликованы в 2018 году в журнале Seven Fifty в статье «Как музеи используют алкогольное меню для привлечения посетителей».

В частности, продажа алкоголя призвана продемонстрировать посетителям, что у них есть более широкий выбор музейного досуга, она становится конкурентным преимуществом, привлекающим людей разных возрастов и слоев общества. Например, научно-развлекательный музей Exploratorium в Сан-Франциско программно предлагает «веселые и инновационные» коктейли, чтобы привлечь молодых людей, которые в противном случае могли бы подумать, что этот музей «только для детей». А в Метрополитен-музее в Нью-Йорке есть девять ресторанов, предлагающих алкоголь, включая изысканные вина, специально подобранные сомелье для знатоков, и крафтовое пиво.

Great Hall Balcony Bar в Метрополитен-музее. Фото: The Met
Great Hall Balcony Bar в Метрополитен-музее.
Фото: The Met

Кристофер Рассел, директор музейных ресторанов Метрополитен, рассказывает, что на протяжении многих лет методом проб и ошибок выяснилось, что в разных ресторанах музея необходимо предлагать разные меню и винные карты, так как одинаковые варианты «не работают». Алкоголь служит и для создания атмосферы. Например, в Клойстерс, филиале Метрополитен, посвященном средневековому искусству, продают вина, связанные с той эпохой, и поэтому в меню не найти шампанского: его тогда «еще не изобрели». А бельгийский парк Бокрейк, посвященный Питеру Брейгелю, предлагает посетителям необычное крепкое пиво, реконструированное по рецептам той поры, когда жил художник.

Интересно, что в сентябре 2021 года Республика Ирландия специально внесла в закон о лицензировании алкоголя часть, разрешающую выдавать лицензию на продажу музеям — правда, лишь некоторым.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+