18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво

№74
Материал из газеты

Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми

Затерянный среди цветущих деревьев архитектурный парк Бокрейк располагается к востоку от Брюсселя в двух часах езды на поезде — что бельгийцам, не привыкшим к просторам, кажется невероятно большим расстоянием. И поэтому толп здесь обычно не застать, что придает парку дополнительную прелесть. Сегодня на его территории (5,5 кв. км) собрано полтораста исторических зданий, начиная от амбаров и курятников и заканчивая часовней и гостиницей, которые свезли сюда со всей страны, спасая от сноса. Самое старое из них относится к началу XVI века. Главная особенность этой архитектурной коллекции — она рассказывает не о религии или роскоши, а о повседневной жизни и ремеслах обычных жителей Нижних Земель. Из-за этого развернувшаяся тут экспозиция, посвященная Питеру Брейгелю Старшему, будто отправляет тебя в путешествие во времени. В написанные им сараи и кузницы здесь действительно можно войти, пощупать грубые стены, рассмотреть камышовые крыши, вдохнуть аромат гончарных или кузнечных работ и ощутить запах домашних животных.

На протяжении веков Бокрейк был цистерцианским аббатством, графским владением, образцово-показательной фермой, и, наконец, в 1958 году он стал музеем под открытым небом. Его первый куратор Йозеф Вейнс, искусствовед и большой любитель Брейгеля, сразу понимал, кого из великих надо иметь в качестве ориентира. Во время прогулки по парку открываются такие виды, будто Брейгель действительно именно тут раскидывал свой мольберт и писал стога и домики с натуры. Разумеется, это не так: в его эпоху искусства пленэра еще не существовало, а сараи с пожелтевшими крышами расставлены музейщиками нашего времени в соответствии с рассудочно высчитанной ритмикой картин мастера.

Парк поделен на четыре условные зоны, три из них воспроизводят географические регионы Бельгии: «Де-Кемпен», «Восточная и Западная Фландрия», а также «Хеспенгау и Маасланд». Предназначенные на снос старинные домики и сарайчики, которые свозили в Бокрейк со всей страны, распределены по этим «регионам» согласно своему происхождению, благодаря чему сохраняется стилистическое единство. (В последние годы этот архитектурный музей больше не пополняется, поскольку в Бельгии принят закон, запрещающий уничтожение старинных построек.) Четвертая зона парка называется «Шестидесятые», она посвящена бурным 1960-м годам и ностальгии. В ней можно увидеть исторические дома, привезенные по большей части из Антверпена.

Но интереснее всего, конечно, здания XVI–XIX веков, и именно они являются наиболее притягательной частью парка. Амбары с побеленными стенами и дубовыми балками, если зайти внутрь, оказываются выставочными залами, детскими игровыми комнатами, пространствами для мастер-классов и лекций — в общем, вместилищем самых разных интерактивов, продуманных согласно самым свежим тенденциям в музейном деле.

Подлинников картин тут, разумеется, нет, но очень с толком используются увеличенные репродукции. Например, в одном из амбаров во всю стену воспроизведены аллегорически-сатирические гравюры Брейгеля про «толстую кухню» и «тощую кухню». А в комнате вокруг представлена настоящая крестьянская кухонная утварь — и, между прочим, собрать такую экспозицию намного труднее, чем выставку предметов роскоши, потому что бытовые вещи никто не бережет. Одно из самых крупных зданий, зернохранилище, заняла «Битва Масленицы и Поста» — оригинал в венском Музее истории искусств имеет высоту 164 см, а тут картина увеличена метров до шести, что позволяет разглядеть абсолютно каждую деталь. А с помощью искусно расположенного гигантского зеркала можно попасть внутрь этой картины, превратившись в одного из ее полубезумных персонажей. Рядом в витринах — предметы XVI века, аналогичные изображенным. Автор этой экспозиции сначала написал диссертацию, чтобы разобраться, какие вещи с картины, совершенно непонятные для нас сейчас, во времена Брейгеля были повседневностью, а какие — плод его фантазии, иллюстрирующей какую-нибудь позабытую пословицу. Затем последовали долгие поиски этих реальных вещей — дудок, трубок, кастрюлек — в фондах бельгийских музеев, — и вот получилось собрать представительную и многое объясняющую витрину. Ряд предметов, например инструменты и приборы, в оригинале все-таки найти невозможно, только созданные по их подобию старинные детские игрушки позволяют представить их наглядно.

Интерактива в Бокрейке много, посетителей развлекают везде, будто не доверяя их способности самостоятельно наслаждаться красотами природы и видами старинных деревенек. Сотрудники парка в крестьянских нарядах разыгрывают сценки. На воркшопах можно выпечь хлеб, заняться гончарным делом, изучить выделку кожи, прядение, столярное ремесло. Есть летний театр. На одной из площадок играют в некоторые из написанных на картине «Детские игры» Брейгеля (но не во все — искусствоведы насчитали на ней 91 игру). По парку разбросаны знаки — следуя им, можно найти элементы картин, воспроизведенные в реальном ландшафте, например повешенный гигантский арбалет или хижину Дикого человека. По парку очень многие ездят на велосипедах. Также можно совершить экскурсию на запряженной тяжеловозом повозке, лошади немедленно окутывают пассажиров весьма аутентичным средневековым запахом.

Несмотря на то что все в Бокрейке пропитано Брейгелем, посвященная ему экспозиция — не постоянная, а созданная в честь года художника. Она открыта только до 20 октября. Следующий год будет посвящен Яну ван Эйку, и к его началу бюро и музейные лаборатории по всей Бельгии готовят новые программы и экспозиции. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+