«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века

«Голубая простреленная Мэрилин» Энди Уорхола из коллекции Томаса и Дорис Амман. Фрагмент. Фото: Christie’s
«Голубая простреленная Мэрилин» Энди Уорхола из коллекции Томаса и Дорис Амман. Фрагмент.
Фото: Christie’s

Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн

Вечером 9 мая аукционист Юсси Пилкканен, международный президент Christie’s, отметил ударом молотка продажу шелкографии «Голубая простреленная Мэрилин» Энди Уорхола из коллекции Томаса и Дорис Амман за $195 млн. Теперь это самое дорогое произведение искусства ХХ века, проданное на публичных торгах (и второе по стоимости после «Спасителя мира» Леонардо да Винчи).

Работа является одной из 27 знаковых портретов Мэрилин Монро Энди Уорхола и относится к серии «Простреленные Мэрилин».

Название отсылает к известному в истории искусства инциденту 1964 года, когда американская художница по имени Дороти Подбер увидела недавно завершенные картины Уорхола, сложенные друг против друга в его студии, и спросила у художника, может ли она их «щелкнуть». Уорхол выразил согласие, так как был уверен, что Подбер собирается их сфотографировать: на английском глагол shoot означает и «стрелять», и «делать фотографии». Тогда Подбер вытащила из сумочки револьвер и прострелила четыре работы с Мэрилин, целясь прямо в лоб.

Победителем в аукционной битве за Монро стал великий и ужасный Ларри Гагосян, владелец глобальной империи галерей современного искусства. Также на торгах были проданы две работы Сая Твомбли: «Без названия» (1955) — за $21 млн — и Venere Sopra Gaeta (1988) — почти за $17 млн. Суровая работа Жан-Мишеля Баскиа «Его камердинер, нюхающий клей» (1984) ушла за $6 млн. Амман приобрел эту картину в галерее Мэри Бун в Сохо на самой первой выставке художника.

«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола стала самым дорогим произведением искусства ХХ века, проданным на публичных торгах. Фото: Christie’s
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола стала самым дорогим произведением искусства ХХ века, проданным на публичных торгах.
Фото: Christie’s

Коллекционеры и арт-дилеры, брат и сестра Томас и Дорис Амман основали в Цюрихе в 1977 году компанию Thomas Ammann Fine Art AG, которая стала ведущей швейцарской галереей современного искусства, представлявшей на рынке и продававшей работы Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Анри Матисса и Пабло Пикассо, а также Энди Уорхола (именно Томас Амман еще в 1977 году инициировал подготовку каталога-резоне работ художника).

Сай Твомбли. «Без названия». 1955. Фото: Christie's
Сай Твомбли. «Без названия». 1955.
Фото: Christie's

Коллекция Томаса и Дорис Амман принесла по итогам торгов в общей сложности $317,8 млн с учетом комиссии аукционного дома, что является второй по стоимости частной коллекцией, когда-либо проданной на Christie’s. Опережает ее только распродажа художественного собрания Пегги и Дэвида Рокфеллеров в мае 2018 года. Впрочем, предварительная оценка коллекции Амманов варьировалась от $284 млн до $420 млн, так что на исход торгов повлияли итоги тяжелого дня на Уолл-стрит.

Основные индексы на Нью-Йоркской фондовой бирже упали в этот день на 2–4%, что немедленно отразилось и на других рынках.

На следующий день суммарная выручка вечернего аукциона искусства ХХI века составила $103 млн, с молотка ушли абсолютно все выставленные на торги лоты. Были проданы произведения Кристофера Вула, Ёситомо Нары, Герхарда Рихтера, а также молодых художников из разных стран, почти треть из которых — женщины. Самый молодой автор, чья работа участвовала в аукционе, — американка Анна Вейант 1995 года рождения. Ее композиция «Лето» 2020 года была продана за $1,5 млн, почти в пять раз выше эстимейта, в результате оживленной битвы покупателей, которая продолжалась почти десять минут. Сюрреалистический «Портрет дамы» (по мотивам работы Луи-Леопольда Буальи) польской художницы Эвы Юшкевич, выполненный в 2019 году, ушел за $1,6 млн — вся сумма будет передана варшавскому Музею истории польских евреев «Полин».

Герхард Рихтер. Abstraktes Bild. 1994. Фото: Christie’s
Герхард Рихтер. Abstraktes Bild. 1994.
Фото: Christie’s

Самым дорогим лотом — $36,5 млн — ожидаемо стала картина Рихтера Abstraktes Bild (1994) из коллекции знаменитого музыканта Эрика Клэптона. Работы канадского художника-самоучки Мэтью Вонга в последние годы обычно уходят с молотка со значительным превышением эстимейта (в 2019 году он покончил с собой в возрасте 35 лет, буквально на пике художественной карьеры). На этот раз его монументальная «Зеленая комната» (2017) достигла в ходе аукциона суммы в $5,3 млн.

Серия торгов продолжится в четверг 12 мая, когда состоятся распродажа коллекции Энн Х.Басс и вечерний аукцион искусства ХХ века.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+