18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Шедевры из коллекции Рокфеллеров ушли за $646 млн на торгах Christie'

Более полумиллиарда за одну коллекцию: на вечерних торгах в Нью-Йорке установлены новые ценовые рекорды для работ Клода Моне и Анри Матисса. Все вырученные деньги пойдут на благотворительность

Собрание Рокфеллеров настолько велико, что его распродают в несколько приемов. Самые ценные произведения выставили на вечерние торги 8 мая. В результате был поставлен новый аукционный рекорд для коллекции, принадлежавшей одному владельцу, — около $646,1 млн долларов (изначально аукционный дом осторожно оценивал все собрание целиком в $500 млн). Уникальность торгов еще и в том, что все вырученные средства пойдут на благотворительность — по завещанию Дэвида и Пегги Рокфеллер они достанутся десяти выбранным супругами при жизни некоммерческим организациям. Новых владельцев нашли все лоты — 44 картины, в том числе работы Пикассо, Моне и Матисса, и одна скульптура — «Памятник Клоду Дебюсси» Аристида Майоля. При этом было установлено восемь ценовых рекордов для разных художников. «Среди покупателей были не только частные коллекционеры, но и институции», — призналась Джессика Фертиг, глава отдела вечерних торгов импрессионизма и модернизма Christie's.

Топ-лотом, как и ожидалось, стала «Девушка с корзиной цветов» (1905) Пабло Пикассо. Портрет обнаженной девочки-подростка, относящийся к розовому периоду творчества художника, когда-то принадлежал Гертруде Стайн. Специалисты Christie's предполагали, что работа уйдет за 90–120 млн, и не ошиблись. Молоток аукциониста опустился, когда прозвучала цифра $102 млн, — финальная стоимость работы для покупателя вместе с комиссией составила $115 млн. Картина досталась клиенту, участвовавшему в торгах по телефону. Таким образом, она стала второй по стоимости работой Пикассо, когда-либо проданной на аукционе (после «Алжирских женщин» (1955), два года назад ушедших на том же Christie's за $179 млн). В 1968 году Дэвид Рокфеллер собрал группу коллекционеров, чтобы вскладчину купить легендарное собрание Гертруды Стайн и ее подруги Алисы Б. Токлас. Право отбирать для себя те или иные работы из него коллекционеры — участники сделки распределяли между собой по жребию, вытаскивая бумажки с номерами из шляпы. Рокфеллеру повезло — ему досталась возможность сделать выбор первым. Он вместе с женой Пегги в числе других работ оставил за собой «Девушку с корзиной цветов» и повесил ее в библиотеке своего дома на 65-й улице Манхэттена.

Еще один важный лот — «Кувшинки» (1914–1917) Клода Моне — был продан после долгой битвы покупателей в зале с клиентом из Азии, торговавшимся по телефону. Он так стремился завладеть работой, что дважды повышал цену на несколько миллионов за один шаг торгов. Картина, при эстимейте $50 млн, была продана за $84,7 млн (включая комиссию) — рекорд для художника. Работа, входящая в одну из самых известных серий художника, имеет необычайно большой для этого цикла размер. «Из-за ее масштаба возникает ощущение, будто вы оказались внутри этого пейзажа», — заметила Джессика Фертиг и добавила, что спрос на работы этого типа на рынке очень высок.

Третьим хитом аукциона стала чувственная «Спящая одалиска с магнолиями» Анри Матисса — полотно было написано в Ницце в 1923 году. Эстимейт составлял $70 млн, итоговая цена — $80,75 млн (включая комиссию). Цена тоже стала для художника рекордной. Картина досталась еще одному (а возможно, тому же самому) азиатскому клиенту, участвовавшему в торгах по телефону.

Весьма вероятно, что Christie's сумел заручиться гарантией третьей стороны на 13 лотов, — поэтому лоты во второй половине торгов не остались непроданными, несмотря на малый интерес покупателей. Президент Christie's Юсси Пилкканен, лично проводивший торги, объявил, что это был «великий день для благотворительности». Распродажа коллекции Рокфеллеров, в том числе произведений американского и азиатского искусства, продолжается до 11 мая. Часть наиболее доступных лотов продается онлайн.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+