18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собирай, как Рокфеллер

№63
Материал из газеты

Christie’s распродает коллекцию Дэвида и Пегги Рокфеллер стоимостью около полумиллиарда долларов. Согласно их завещанию, все вырученные деньги пойдут на благотворительность

Людей, способных заработать миллиард долларов, в мире не то чтобы очень много, но и не мало. Людей, способных этот миллиард раздать, гораздо меньше. В истории династии Рокфеллеров нашлось место для обеих крайностей. Ее основатель, нефтяной магнат Джон Рокфеллер, в XIX веке стал первым миллиардером Америки. Его внук Дэвид Рокфеллер, скончавшийся год назад на 102-м году жизни, за свой долгий век пожертвовал на благотворительность $1,345 млрд. Но самый широкий жест приберег под конец. Посмертная распродажа коллекции искусства, собранной Дэвидом и его женой Пегги, обещает стать крупнейшим в истории благотворительным аукционом.

На торги выставлено 1 тыс. предметов декоративно-прикладного искусства и 550 — изобразительного. Общий эстимейт коллекции — около $500 млн. (В Christie’s рассчитывают, что результаты торгов превзойдут рекорд 2009 года — распродажу собрания Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, принесшую $484 млн.) Эстимейт лишь одного полотна «Девушка с корзиной цветов» Пабло Пикассо — $90–120 млн. Все вырученные средства пойдут десяти организациям, выбранным владельцем при жизни. Среди них — основанный его отцом Университет Рокфеллера и нью-йоркский Музей современного искусства (MоMA), одной из учредительниц которого была его мать. Коллекцию будут распродавать три дня — на вечерних и дневных торгах 8–10 мая. Приобрести безделушку-другую из дома Рокфеллеров смогут и покупатели умеренного достатка: на онлайн-торги с 1 по 11 мая выставлено 650 лотов с эстимейтами от $100 до $10 тыс.

Предаукционная выставка идет до 8 мая в залах Christie’s в нью-йоркском Рокфеллер-центре. Более подходящего места не придумаешь: это здание, шедевр американского ар-деко, построено отцом Дэвида Джоном Рокфеллером-младшим. Именно он стал первым коллекционером в семье — его слабостью были китайский фарфор и средневековые гобелены. Зачарованный, как и многие американцы, культурой Старого Света, он жертвовал деньги на реставрацию Версаля и Реймсского собора и основал в Нью-Йорке музей средневековой скульптуры и архитектуры Клойстерс (ныне — часть Метрополитен-музея). Современного же искусства не одобрял, радикально расходясь в этом вопросе со своей женой Эбби Олдрич Рокфеллер. Поначалу он пытался держать супругу в строгости, не позволяя ей повсюду развешивать любимых Матисса, Дали и Пикассо и требуя показывать их в особой галерее на седьмом этаже их девятиэтажного дома-дворца, куда сам старался не заглядывать. Но в итоге семейный конфликт пошел Нью-Йорку и миру на пользу. Не имея возможности наполнять дом работами модных художников, Эбби вместе с двумя подругами-собирательницами основала Музей современного искусства. В конце концов даже девятиэтажный дворец пал жертвой ее страсти к прекрасному: она уговорила мужа передать участок, где находилось их семейное гнездо, под строительство нового здания музея. Теперь на этом месте сад скульптур MoMA, названный в честь Эбби.

Но сказать, что любовь к современному искусству Дэвид впитал с молоком матери, было бы и банально, и неточно. Изначально он по примеру отца относился к нему с опаской. Преодолеть предубеждение ему помог Альфред Барр, первый директор MoMA. По семейной легенде, началось все с того, что Барр с женой в 1948 году пришел со светским визитом к Дэвиду и Пегги. В гостиной висели портреты кисти рядовых мастеров XVIII века, и супруга Барра возмутилась тем, что хозяева вешают на стены столь посредственную живопись, хотя могли бы позволить себе что-нибудь более интересное. Именно с легкой руки Барра в собрании Рокфеллеров появились топ-лоты нынешних торгов — поздние «Кувшинки» (1914–1917) Клода Моне, написанная под влиянием японских гравюр «Волна» (1888) Поля Гогена и «Габриель у зеркала» (1911–1913) Огюста Ренуара (эстимейт первого полотна $50-70 млн, второго – $12 млн, третьего – $7-10 млн). Картина Ренуара когда-то даже вызвала небольшой скандал в благородном семействе. «Некоторые наши друзья и родственники были обеспокоены тем, что мы повесили в гостиной портрет женщины в неглиже, лишь частично прикрывающем грудь. Но таких было немного», — вспоминал Дэвид Рокфеллер.

В 1968 году, когда наследники Гертруды Стайн выставили на продажу ее коллекцию, включавшую немало шедевров Пикассо, Дэвид с братом Нельсоном и еще тремя миллионерами в складчину выкупили ее целиком. Часть картин они подарили MoMA, остальные разделили между собой по жребию. Дэвиду за его взнос в $2,1 млн достались восемь работ Пикассо и две — Хуана Гриса. Именно из этой коллекции — главный хит аукциона «Девушка с корзиной цветов» (1905), относящаяся к «розовому» периоду мастера. На полотне изображена обнаженная девочка-подросток с недетским серьезным взглядом, заворожившим не только Пикассо. Юная Линда позировала также Амедео Модильяни и Кесу ван Донгену и, как утверждают биографы Пикассо, торговала у входа в кабаре «Мулен-Руж» не только цветами, но и собой. Побьет ли эта работа рекорд «Алжирских женщин» Пикассо, ушедших два года назад на торгах того же Christie’s за $160 млн, — пожалуй, главная интрига предстоящего аукциона.

Наверняка накалятся страсти и вокруг чувственной «Лежащей одалиски с магнолии» (1923) Анри Матисса (эстимейт $70– 90 млн). Впрочем, покупателям с Ближнего Востока, с недавних пор делающим погоду на торгах, скорее придется по вкусу ансамбль из трех абстрактных настенных панно Жоана Миро. Три панно размером 0,5х2,5 м когда-то украшали один из загородных домов Дэвида и Пегги Рокфеллер, их общий эстимейт — $15–20 млн.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+