18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Петербурге спорят за душу Фауста

Экспозиция «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки. Фото: Юлия Михеева
Экспозиция «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки.
Фото: Юлия Михеева

Выставка «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки погружает зрителя в пространственный и звуковой вакуум, отсекая от внешнего мира и заставляя задуматься о самом важном

Создатели выставки «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки цитируют на сайте проекта и в пресс-релизе Альфреда Шнитке: «Как никогда, образ Фауста актуален сегодня, когда человечество овладело энергией, способной уничтожить или преобразить мир, но не нашло еще способа обуздать нервную энергию своего склонного к заблуждениям сознания, порождающую недоверие и вражду». И с этим трудно не согласиться.

Погружаясь в пространство экспозиции, зритель сталкивается с самыми разными интерпретациями образа Фауста в искусстве XVI–XXI веков. Музыка, живопись, графика, инсталляции буквально втягивают в спор за душу этого героя. Опера Гуно «Фауст» вступает в диалог с оперой Бойто «Мефистофель», оратория Берлиоза «Осуждение Фауста» — с «Фауст-симфонией» Листа.

Выставка отсекает зрителя от внешнего мира и заставляет задуматься о самом важном. Фото: Юлия Михеева
Выставка отсекает зрителя от внешнего мира и заставляет задуматься о самом важном.
Фото: Юлия Михеева

Тут же и старые мастера — Альбрехт Дюрер, Пьетро Перуджино, Рембрандт, спорящие с современными художниками Егором Крафтом, Ростаном Тавасиевым, Ольгой Тобрелутс, Нестором Энгельке и другими. Костюмы-скульптуры Андрея Бартенева ведут разговор с кинетическими объектами Инженерного театра АХЕ, видео-арт Елены Губановой и Ивана Говоркова — с аудиовизуальным перформансом Владимира Раннева и Марины Алексеевой.

«Главный принцип диалога старинных и современных работ — „прошлое в настоящем“: во все времена человек задается одними и теми же вопросами на пути познания самого себя», — говорит куратор выставки Елена Грумад.

Зритель невольно становится участником всепоглощающего разговора о полярных человеческих качествах, тотальном одиночестве, стремлении к всезнанию и всемогуществу и об осознании тщетности этого стремления. В то же время ему напоминают о спасении через искусство и красоту, о радости созидания новых существ, вещей и идей и об игре как способе постижения мира.

Художник выставки Юрий Сучков создал экспозицию, попав в которую, ты оказываешься в абсолютном вакууме — пространственном, цветовом и звуковом. И неоднозначном. С одной стороны, выбранный главным черный цвет создает ощущение бесконечности, с другой — залы выставки совсем небольшие. Противоречивость усиливают капсулы с видеоработами, покрытые острыми на вид, но мягкими на ощупь шипами из материала, поглощающего все внешние звуки. Как говорит Сучков, когда зритель находится в этом вакууме с сюжетом о Фаусте, острые вопросы рождаются внутри него самого.

На выставке произведения старых мастеров спорят с работами современных художников. Фото: Юлия Михеева
На выставке произведения старых мастеров спорят с работами современных художников.
Фото: Юлия Михеева

Отрешению от внешнего содействуют и наушники, которые выдают при входе на выставку. Когда посетитель идет по маршруту, устройство считывает информацию и воспроизводит музыку или рассказ, связанные именно с этой частью путешествия, благодаря чему многократно усиливается эффект погружения.

Вынырнув из залов, сняв наушники и выйдя на улицу, ощущаешь, что отдельные вопросы, которым на выставке удалось пробиться сквозь внешний шум, продолжают звучать в тебе и становятся все громче и громче.

Шереметевский дворец — Музей музыки
«Пять искушений Иоганна Фауста»
До 26 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+