18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Петербурге спорят за душу Фауста

Экспозиция «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки. Фото: Юлия Михеева
Экспозиция «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки.
Фото: Юлия Михеева

Выставка «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки погружает зрителя в пространственный и звуковой вакуум, отсекая от внешнего мира и заставляя задуматься о самом важном

Создатели выставки «Пять искушений Иоганна Фауста» в Шереметевском дворце — Музее музыки цитируют на сайте проекта и в пресс-релизе Альфреда Шнитке: «Как никогда, образ Фауста актуален сегодня, когда человечество овладело энергией, способной уничтожить или преобразить мир, но не нашло еще способа обуздать нервную энергию своего склонного к заблуждениям сознания, порождающую недоверие и вражду». И с этим трудно не согласиться.

Погружаясь в пространство экспозиции, зритель сталкивается с самыми разными интерпретациями образа Фауста в искусстве XVI–XXI веков. Музыка, живопись, графика, инсталляции буквально втягивают в спор за душу этого героя. Опера Гуно «Фауст» вступает в диалог с оперой Бойто «Мефистофель», оратория Берлиоза «Осуждение Фауста» — с «Фауст-симфонией» Листа.

Выставка отсекает зрителя от внешнего мира и заставляет задуматься о самом важном. Фото: Юлия Михеева
Выставка отсекает зрителя от внешнего мира и заставляет задуматься о самом важном.
Фото: Юлия Михеева

Тут же и старые мастера — Альбрехт Дюрер, Пьетро Перуджино, Рембрандт, спорящие с современными художниками Егором Крафтом, Ростаном Тавасиевым, Ольгой Тобрелутс, Нестором Энгельке и другими. Костюмы-скульптуры Андрея Бартенева ведут разговор с кинетическими объектами Инженерного театра АХЕ, видео-арт Елены Губановой и Ивана Говоркова — с аудиовизуальным перформансом Владимира Раннева и Марины Алексеевой.

«Главный принцип диалога старинных и современных работ — „прошлое в настоящем“: во все времена человек задается одними и теми же вопросами на пути познания самого себя», — говорит куратор выставки Елена Грумад.

Зритель невольно становится участником всепоглощающего разговора о полярных человеческих качествах, тотальном одиночестве, стремлении к всезнанию и всемогуществу и об осознании тщетности этого стремления. В то же время ему напоминают о спасении через искусство и красоту, о радости созидания новых существ, вещей и идей и об игре как способе постижения мира.

Художник выставки Юрий Сучков создал экспозицию, попав в которую, ты оказываешься в абсолютном вакууме — пространственном, цветовом и звуковом. И неоднозначном. С одной стороны, выбранный главным черный цвет создает ощущение бесконечности, с другой — залы выставки совсем небольшие. Противоречивость усиливают капсулы с видеоработами, покрытые острыми на вид, но мягкими на ощупь шипами из материала, поглощающего все внешние звуки. Как говорит Сучков, когда зритель находится в этом вакууме с сюжетом о Фаусте, острые вопросы рождаются внутри него самого.

На выставке произведения старых мастеров спорят с работами современных художников. Фото: Юлия Михеева
На выставке произведения старых мастеров спорят с работами современных художников.
Фото: Юлия Михеева

Отрешению от внешнего содействуют и наушники, которые выдают при входе на выставку. Когда посетитель идет по маршруту, устройство считывает информацию и воспроизводит музыку или рассказ, связанные именно с этой частью путешествия, благодаря чему многократно усиливается эффект погружения.

Вынырнув из залов, сняв наушники и выйдя на улицу, ощущаешь, что отдельные вопросы, которым на выставке удалось пробиться сквозь внешний шум, продолжают звучать в тебе и становятся все громче и громче.

Шереметевский дворец — Музей музыки
«Пять искушений Иоганна Фауста»
До 26 июня

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+