18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Швейцарии изучают ранние годы Лукаса Кранаха Старшего

Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. 1502 год. (Фрагмент). Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. 1502 год. (Фрагмент).
Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

В швейцарском Винтертуре на вилле «Ам Рёмерхольц» проходит выставка работ Лукаса Кранаха Старшего из коллекции Оскара Райнхарта. До нас дошло 11 произведений, относящихся к раннему периоду творчества мастера, и 6 из них включены в экспозицию

Блестящая карьера Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) как придворного живописца саксонских курфюрстов и друга Мартина Лютера кажется хорошо исследованной, однако в раннем периоде его творчества все еще немало пробелов. Восполнить их призвана новая выставка в Швейцарии.

Хотя никаких документальных свидетельств не сохранилось, судя по первым известным нам произведениям Кранаха, он переехал в Вену до своего 30-летия, приблизительно в 1500 году, — возможно, в надежде получить заказы на написание портретов прогрессивных интеллектуалов, составлявших венский кружок гуманистов. По всей видимости, там его творчество высоко оценили.

«Эти вещи очень сильно отличаются от придворной утонченности поздних работ Кранаха, — рассказывает Керстин Рихтер, куратор выставки и глава Коллекции Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц» в швейцарском Винтертуре. — Ранний Кранах очень экспрессивный, довольно дикий и прямолинейный: перспектива не была его коньком, он больше брал цветом, драматизмом и эмоциями».

В июне экспозиция «Кранах. Ранние годы в Вене» отправится в австрийский Музей истории искусств. Там в нее добавят несколько новых экспонатов и сместят акценты. Так, главной темой выставки в Винтертуре стали портреты, а ее венский вариант сосредоточится на ранней религиозной живописи Кранаха.

Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1503 год. (Фрагмент). Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1503 год. (Фрагмент).
Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур

До нас дошло 11 произведений, относящихся к раннему периоду творчества мастера, и шесть из них включены в экспозицию в Винтертуре. Остальные либо слишком хрупки для транспортировки, либо имеют статус национального достояния, запрещающий вывоз за границу, в том числе «Бегство в Египет» (1504) из Берлинской картинной галереи — впрочем, эта работа могла быть написана и позднее венского периода.

Среди экспонатов — диптих (около 1502), заказанный к свадьбе австрийского гуманиста и ученого Иоганна Куспиниана и его жены Анны из собственной коллекции музея. Загадочна история картины «Безбородый юноша», предоставленной Фондом гессенского дома в Кронберге. Прежде ее авторство приписывали Альбрехту Дюреру, но теперь считается, что это очень ранняя работа Кранаха. Один из наиболее пугающе натуралистичных экспонатов — «Распятие Христа» (около 1500) из числа самых ранних работ, созданных Кранахом в Вене (хранится там же в Музее истории искусств). Она полна таких безжалостных деталей, как торчащий изо рта окровавленный язык Христа. Кроме того, Музей истории искусств предоставил «Покаяние святого Иеронима» (1502) — наиболее ранее датированное произведение Кранаха, дошедшее до наших дней. На нем святой в смятении сжимает в одной руке бороду, закинув другую руку за спину, а у его ног лежит лев, угрожающе смотрящий на зрителя.  

Коллекция Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц»
Кранах. Ранние годы в Вене
До 12 июня

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+