18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Швейцарии изучают ранние годы Лукаса Кранаха Старшего

Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. 1502 год. (Фрагмент). Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. 1502 год. (Фрагмент).
Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

В швейцарском Винтертуре на вилле «Ам Рёмерхольц» проходит выставка работ Лукаса Кранаха Старшего из коллекции Оскара Райнхарта. До нас дошло 11 произведений, относящихся к раннему периоду творчества мастера, и 6 из них включены в экспозицию

Блестящая карьера Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) как придворного живописца саксонских курфюрстов и друга Мартина Лютера кажется хорошо исследованной, однако в раннем периоде его творчества все еще немало пробелов. Восполнить их призвана новая выставка в Швейцарии.

Хотя никаких документальных свидетельств не сохранилось, судя по первым известным нам произведениям Кранаха, он переехал в Вену до своего 30-летия, приблизительно в 1500 году, — возможно, в надежде получить заказы на написание портретов прогрессивных интеллектуалов, составлявших венский кружок гуманистов. По всей видимости, там его творчество высоко оценили.

«Эти вещи очень сильно отличаются от придворной утонченности поздних работ Кранаха, — рассказывает Керстин Рихтер, куратор выставки и глава Коллекции Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц» в швейцарском Винтертуре. — Ранний Кранах очень экспрессивный, довольно дикий и прямолинейный: перспектива не была его коньком, он больше брал цветом, драматизмом и эмоциями».

В июне экспозиция «Кранах. Ранние годы в Вене» отправится в австрийский Музей истории искусств. Там в нее добавят несколько новых экспонатов и сместят акценты. Так, главной темой выставки в Винтертуре стали портреты, а ее венский вариант сосредоточится на ранней религиозной живописи Кранаха.

Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1503 год. (Фрагмент). Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1503 год. (Фрагмент).
Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур

До нас дошло 11 произведений, относящихся к раннему периоду творчества мастера, и шесть из них включены в экспозицию в Винтертуре. Остальные либо слишком хрупки для транспортировки, либо имеют статус национального достояния, запрещающий вывоз за границу, в том числе «Бегство в Египет» (1504) из Берлинской картинной галереи — впрочем, эта работа могла быть написана и позднее венского периода.

Среди экспонатов — диптих (около 1502), заказанный к свадьбе австрийского гуманиста и ученого Иоганна Куспиниана и его жены Анны из собственной коллекции музея. Загадочна история картины «Безбородый юноша», предоставленной Фондом гессенского дома в Кронберге. Прежде ее авторство приписывали Альбрехту Дюреру, но теперь считается, что это очень ранняя работа Кранаха. Один из наиболее пугающе натуралистичных экспонатов — «Распятие Христа» (около 1500) из числа самых ранних работ, созданных Кранахом в Вене (хранится там же в Музее истории искусств). Она полна таких безжалостных деталей, как торчащий изо рта окровавленный язык Христа. Кроме того, Музей истории искусств предоставил «Покаяние святого Иеронима» (1502) — наиболее ранее датированное произведение Кранаха, дошедшее до наших дней. На нем святой в смятении сжимает в одной руке бороду, закинув другую руку за спину, а у его ног лежит лев, угрожающе смотрящий на зрителя.  

Коллекция Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц»
Кранах. Ранние годы в Вене
До 12 июня

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+