18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современные художники в исторических декорациях

Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах

Современное искусство стремительно развивается, заполняя все новые и новые пространства. Сегодня, чтобы столкнуться с ним лицом к лицу, уже не обязательно специально заходить в галерею: оно может встретить вас в универмаге, в лесу и даже на Красной площади. Исключениями не стали и классические дворцы. Их совместные проекты с современными художниками снискали популярность с 2000-х годов, начиная с выставки Джеффа Кунса в Версале в 2008-м. В подобных коллаборациях часто заинтересованы не только художники, но и сами исторические площадки. Со временем они приобретают все большую историческую ценность, однако при этом отдаляются от современного контекста и теряют «вау-эффект»; посетителю старинных дворцов и замков все сложнее сопереживать героям и событиям, которые не имеют связи с настоящим. Поэтому, чтобы оставаться понятными и привлекательными для публики, такие площадки вовлекают в диалог современных художников, чьи актуальные высказывания становятся мостиком между историей и сегодняшним днем.

Ян Фабр в Неаполе

Неаполитанская церковь Пио-Монте делла Мизерикордия известна благодаря картине Караваджо «Семь деяний милосердия», которая украшает ее главный алтарь. В 2020 году убранство церкви было дополнено работами современного бельгийского художника Яна Фабра, выполнившего на заказ четыре скульптурные композиции из ярко-красного коралла. Вступая в диалог с сюжетом алтарного образа, художник создал из драгоценного материала иконографические символы: голубя, сердце, крест и ключ. Объекты Фабра стали частью постоянной экспозиции и размещены в нишах алтарной части.

Ян Фабр. «Чистота милосердия». 2019. Одна из четырех скульптур в церкви Пио-Монте делла Мизерикордия. Фото: Luciano Romano
Ян Фабр. «Чистота милосердия». 2019. Одна из четырех скульптур в церкви Пио-Монте делла Мизерикордия.
Фото: Luciano Romano
Кристиан Болтански в Амстердаме

Кристиан Болтански — художник, прославившийся высказываниями на тему памяти и истории, — использовал все пространство Старой церкви в Амстердаме (ноябрь 2017 года — апрель 2018 года), чтобы разместить несколько монументальных инсталляций. Он и на этот раз обратился к теме памяти, задаваясь вопросом, что нас ждет, когда наша жизнь придет к завершению. На древних могильных плитах, формирующих поверхность пола, художник выстроил лабиринт из больших темных объектов — символов надгробий, и черных пальто, лежащих на полу и висящих на стульях, также символизирующих могилы. Ему удалось создать новую перспективу с помощью внешнего архитектурного слоя, чтобы подчеркнуть элементы, которые могли остаться незамеченными.

Инсталляция Кристиана Болтански в Старой церкви в Амстердаме. 2017—2018. Фото: Gert Jan van Rooij
Инсталляция Кристиана Болтански в Старой церкви в Амстердаме. 2017—2018.
Фото: Gert Jan van Rooij
Лоуренс Вайнер в Бленхейме

По приглашению дворца Бленхейм, родового поместья герцогов Мальборо и объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2015 году концептуалист Лоуренс Вайнер создал серию текстовых инсталляций, которые разместил как в интерьере, по карнизам и в потолочных нишах, так и на фасаде. Его высказывания дополняли уже существующие архитектурные пустоты. Они пребывали, как объяснял художник, в «параллельной реальности», играя роль заметок, помогающих ориентироваться в огромных залах дворца. Слова, заполнившие фриз главного портика, предлагали не только посмотреть на элементы на расстоянии, но и почувствовать пространство истории, отделяющее прежних обитателей дворца от сегодняшнего дня.

Инсталляции Лоуренса Вайнера в Бленхейме. 2015. Фото: Blenheim Art Foundation
Инсталляции Лоуренса Вайнера в Бленхейме. 2015.
Фото: Blenheim Art Foundation
Жоана Вашконселуш в Версале

Португальская звезда Жоана Вашконселуш стала первой современной художницей, приглашенной выставиться в Версале. Не изменяя текстильным материалам, с которыми она привыкла работать, Вашконселуш смогла переформулировать историю королевских покоев, найдя в ней новый, феминистический смысл. По ее словам, ткани и кружева, в отличие от других материалов, практически исчезают с течением времени — так же, как может пропадать из истории вклад женщин в судьбу государства. В числе работ художницы, выставленных в 2012 году в Версале, под потолком дворцовой галереи парили объекты из серии «Валькирия» — действительно королевских размеров. Они становились как бы продолжением интерьера, перекликаясь с золотым растительным лепным декором, но при этом заставляя зрителей переосмысливать размеры и динамику пространства.

«Валькирии» Жоаны Вашконселуш в Версале. 2012. Фото: Versailles
«Валькирии» Жоаны Вашконселуш в Версале. 2012.
Фото: Versailles
Олафур Элиассон в Вене

Датский художник, известный своими световыми инсталляциями, способными кардинально изменять пространство, был приглашен в Вену в 2016 году для создания выставки в Зимнем дворце принца Евгения. Проект состоял из нескольких произведений, отобранных в частных коллекциях, каждое из которых является следующим шагом в освоении Элиассоном техники отражений и бликов. Экспозиция представляла собой развитие идеи совмещения света и зеркал на протяжении всей карьеры художника, превращая барочные залы дворца в клокочущий роскошью лабиринт с изобилием деталей.

Олафур Элиассон. «Барокко-барокко» в Зимнем дворце принца Евгения. 2016. Фото: Olafur Eliasson
Олафур Элиассон. «Барокко-барокко» в Зимнем дворце принца Евгения. 2016.
Фото: Olafur Eliasson
Петер Гентенар в Лохеме

Еще один пример художественного проекта для храмового пространства был представлен в Нидерландах в церкви Святой Гудулы Петером Гентенаром, который в качестве основного материала использует бумагу. Его гигантские объекты напоминают лепестки цветов, сорванные и унесенные ветром. Оказавшись внутри церкви, они перекликались с нервюрами сводов, возвращая движение стрельчатым аркам храма.

Работы Петера Гентенара в церкви Святой Гудулы. Фото: Gentenaar Torley Paper Artists
Работы Петера Гентенара в церкви Святой Гудулы.
Фото: Gentenaar Torley Paper Artists
Даниель Фирман в Фонтенбло

Выражение «слона-то я и не приметил» обычно относится к чему-то, что остается незамеченным, несмотря на всю свою очевидность. Исключением из правила стало произведение французского концептуалиста Даниеля Фирмана. Его работа, представляющая собой чучело слона, балансирующего на хоботе, заняла галерею дворца Фонтенбло в 2008 году. Пройти мимо этого неожиданного гостя, не приметив его, было решительно невозможно, несмотря на все великолепие окружающего интерьера.

«Парящий» слон Даниеля Фирмана в галерее дворца Фонтенбло. 2008. Фото: Daniel Firman
«Парящий» слон Даниеля Фирмана в галерее дворца Фонтенбло. 2008.
Фото: Daniel Firman
Материалы по теме:
Образы Венецианской биеннале
Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+