18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Флоренция выступила рельефно: Эрмитаж показывает скульптуру эпохи Кватроченто

С оригинала Бенедетто да Майано. «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем». Около 1490. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
С оригинала Бенедетто да Майано. «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем». Около 1490. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Поводом к выставке «Скульптура Флоренции в XV веке» стало недавнее приобретение Эрмитажем у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых шести флорентийских рельефов, изображающих Мадонну с Младенцем

Поводом к появлению этого проекта стало приобретение в 2020 году Государственным Эрмитажем у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых шести флорентийских рельефов, изображающих Мадонну с Младенцем. Остальные 20 скульптур и рельефов поступили в музей еще в ­1920–1930-е годы и давно, а то и вообще не выставлялись. Большинство сохранило первозданные деревянные рамы XV века.

Как рассказал Сергей Андросов, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства, коллекция флорентийских рельефов эпохи Кватроченто в Эрмитаже невелика, но включает все главные имена: Лоренцо Гиберти, Бенедетто да Майано, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, семейство скульпторов делла Роббиа. Обычно известный мастер создавал рельеф в мраморе — например, для украшения храма. Потом его мастерская повторяла этот рельеф в «дешевых» материалах: терракоте, гипсе, майолике. Далее художники расписывали рельеф, а столяры делали обрамление. Эти произведения создавались для капелл в частных домах.

Мастерская Андреа делла Роббиа. «Мадонна, поклоняющаяся Младенцу». Начало 1490-х. Фото: Государственный Эрмитаж
Мастерская Андреа делла Роббиа. «Мадонна, поклоняющаяся Младенцу». Начало 1490-х.
Фото: Государственный Эрмитаж

В постоянной экспозиции Эрмитажа находится мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем» Росселлино — на выставке представлен тот же сюжет из гипса с росписью и позолотой (специально недавно отреставрированный). Это не копия, а реплика — изображения лиц заметно отличаются. Имена художников чаще всего не сохранились. Известно только, что единственный эрмитажный рельеф Дезидерио да Сеттиньяно расписывал Нери ди Биччи или его мастерская.

Что касается происхождения эрмитажных рельефов, то Сергей Андросов выяснил: основным «поставщиком» была Мария Николаевна, дочь Николая I. Она жила на два дома — в Петербурге и Флоренции. В 1870-е годы Мария Николаевна одной из первых в мире стала собирать флорентийские рельефы. Занимая посты президента Академии художеств и патрона Общества поощрения художеств, дарила рельефы их музеям. У наследников Марии Николаевны покупал произведения флорентийцев Михаил Боткин — его знаменитая коллекция также поступила в Эрмитаж.

Среди абсолютных хитов выставки — два рельефа «Мадонна с Младенцем» мастерской Лоренцо Гиберти. Тот, что создан в ­1440-е годы и приобретен Эрмитажем недавно, богато раскрашен и позолочен. Под основным сюжетом изображена Ева, подобная той, что украшает райские врата флорентийского Баптистерия. Второй рельеф — из боткинского собрания — почти монохромен, сохранился только румянец на лицах персонажей (возможно, другой росписи и не было).

Рельеф, созданный Грегорио ди Лоренцо, также из новых приобретений. Это произведение 1470-х годов интересно тем, что в нижней части рамы изображены два родовых герба. Вероятно, «Мадонна с Младенцем» служила матримониальным целям, а гербы принадлежали родам невесты и жениха.

Марко делла Роббиа (?). «Святой Себастьян». Около 1510. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Марко делла Роббиа (?). «Святой Себастьян». Около 1510. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж не мог лишить себя удовольствия показать несколько бюстов из терракоты, исполненных в мастерской Андреа Верроккьо. «Юноша-святой» настолько выразителен, что существуют серьезные подозрения: сам Верроккьо приложил к нему руку и душу.

Чисто итальянское изобретение майолика представлена «Поклонением Младенцу», скульптурами «Мальчик с дудкой» и «Мальчик с гирляндой» мастерской Андреа делла Роббиа. Полутораметровый «Святой Себастьян» до недавнего времени числился произведением Джованни делла Роббиа — теперь считается, что это работа его брата Маттео.

Государственный Эрмитаж
«Скульптура Флоренции в XV веке»
До 4 июля

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+