18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Флоренция выступила рельефно: Эрмитаж показывает скульптуру эпохи Кватроченто

С оригинала Бенедетто да Майано. «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем». Около 1490. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
С оригинала Бенедетто да Майано. «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем». Около 1490. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Поводом к выставке «Скульптура Флоренции в XV веке» стало недавнее приобретение Эрмитажем у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых шести флорентийских рельефов, изображающих Мадонну с Младенцем

Поводом к появлению этого проекта стало приобретение в 2020 году Государственным Эрмитажем у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых шести флорентийских рельефов, изображающих Мадонну с Младенцем. Остальные 20 скульптур и рельефов поступили в музей еще в ­1920–1930-е годы и давно, а то и вообще не выставлялись. Большинство сохранило первозданные деревянные рамы XV века.

Как рассказал Сергей Андросов, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства, коллекция флорентийских рельефов эпохи Кватроченто в Эрмитаже невелика, но включает все главные имена: Лоренцо Гиберти, Бенедетто да Майано, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, семейство скульпторов делла Роббиа. Обычно известный мастер создавал рельеф в мраморе — например, для украшения храма. Потом его мастерская повторяла этот рельеф в «дешевых» материалах: терракоте, гипсе, майолике. Далее художники расписывали рельеф, а столяры делали обрамление. Эти произведения создавались для капелл в частных домах.

Мастерская Андреа делла Роббиа. «Мадонна, поклоняющаяся Младенцу». Начало 1490-х. Фото: Государственный Эрмитаж
Мастерская Андреа делла Роббиа. «Мадонна, поклоняющаяся Младенцу». Начало 1490-х.
Фото: Государственный Эрмитаж

В постоянной экспозиции Эрмитажа находится мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем» Росселлино — на выставке представлен тот же сюжет из гипса с росписью и позолотой (специально недавно отреставрированный). Это не копия, а реплика — изображения лиц заметно отличаются. Имена художников чаще всего не сохранились. Известно только, что единственный эрмитажный рельеф Дезидерио да Сеттиньяно расписывал Нери ди Биччи или его мастерская.

Что касается происхождения эрмитажных рельефов, то Сергей Андросов выяснил: основным «поставщиком» была Мария Николаевна, дочь Николая I. Она жила на два дома — в Петербурге и Флоренции. В 1870-е годы Мария Николаевна одной из первых в мире стала собирать флорентийские рельефы. Занимая посты президента Академии художеств и патрона Общества поощрения художеств, дарила рельефы их музеям. У наследников Марии Николаевны покупал произведения флорентийцев Михаил Боткин — его знаменитая коллекция также поступила в Эрмитаж.

Среди абсолютных хитов выставки — два рельефа «Мадонна с Младенцем» мастерской Лоренцо Гиберти. Тот, что создан в ­1440-е годы и приобретен Эрмитажем недавно, богато раскрашен и позолочен. Под основным сюжетом изображена Ева, подобная той, что украшает райские врата флорентийского Баптистерия. Второй рельеф — из боткинского собрания — почти монохромен, сохранился только румянец на лицах персонажей (возможно, другой росписи и не было).

Рельеф, созданный Грегорио ди Лоренцо, также из новых приобретений. Это произведение 1470-х годов интересно тем, что в нижней части рамы изображены два родовых герба. Вероятно, «Мадонна с Младенцем» служила матримониальным целям, а гербы принадлежали родам невесты и жениха.

Марко делла Роббиа (?). «Святой Себастьян». Около 1510. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Марко делла Роббиа (?). «Святой Себастьян». Около 1510. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж не мог лишить себя удовольствия показать несколько бюстов из терракоты, исполненных в мастерской Андреа Верроккьо. «Юноша-святой» настолько выразителен, что существуют серьезные подозрения: сам Верроккьо приложил к нему руку и душу.

Чисто итальянское изобретение майолика представлена «Поклонением Младенцу», скульптурами «Мальчик с дудкой» и «Мальчик с гирляндой» мастерской Андреа делла Роббиа. Полутораметровый «Святой Себастьян» до недавнего времени числился произведением Джованни делла Роббиа — теперь считается, что это работа его брата Маттео.

Государственный Эрмитаж
«Скульптура Флоренции в XV веке»
До 4 июля

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+