18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербургская квартира Достоевского теперь вмещает и виртуальную реальность

Фрагмент обновленной экспозиции. Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Фрагмент обновленной экспозиции.
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Музей знаменитого писателя в Кузнечном переулке обновил постоянную экспозицию, отметив тем самым 200-летие своего главного героя. К прежним экспонатам теперь добавлена обширная мультимедийная составляющая

Авторы идеи и художники, работавшие над экспозицией «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra», постарались образно представить все противоречия и особенности взглядов и художественных приемов одного из самых известных в мире русских писателей.

В прошлом году Петербург отметил двойной юбилей — 200 лет со дня рождения Федора Достоевского и 50 лет с момента создания музея-квартиры писателя. Но, как рассказала нашему изданию его директор Наталья Ашимбаева, юбилейный год не был главной причиной кардинального изменения экспозиции. «Мир Достоевского огромен, его можно рассматривать с разных ракурсов, по разным принципам выстраивать музейный маршрут, — говорит директор. — Появились новые музейные технологии, требовался новый художественный образ. Главная задача, которую мы ставили перед собой и дизайнерами, — показать в противоречиях и трагизме, без лакировки и обобщений все важные моменты жизни писателя».

Экспозиция «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra». Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Экспозиция «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra».
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

В целом петербургский Музей Достоевского можно разделить на три части. На первом этаже — выставочно-концертное пространство, второй этаж занимают мемориальная квартира и литературно-художественная экспозиция. Мемориальное пространство осталось в неизменном виде, музейное — полностью обновлено. Проект реэкс­позиции разработали Наталья Ашимбаева и ее заместитель по научной работе Борис Тихомиров, осуществляли проект дизайнер Аркадий Опочанский и художник Михаил Бычков.

Новая экспозиция занимает около 130 кв. м и условно делится на две части: первая — до 1864 года, включая петрашевский период и жизнь Достоевского после ареста и инсценировки казни, вторая— отрезок с 1864 по 1881 год, исключительный по творческому напряжению: именно в эту пору были созданы главные его произведения. Между частями экспозиции расположен комплекс мультимедийных устройств, которые позволяют посетителям самим найти интересующую их информацию. В частности, здесь представлена большая интерактивная карта Петербурга, где можно узнать, куда и зачем приходил сам Достоевский и по каким маршрутам двигались персонажи его романов. Всего здесь около 100 адресов. Интерактивная карта Европы рассказывает о заграничных поездках писателя; мультимедийная программа «Образ Достоевского в фотографиях, живописи, графике, скульптуре» знакомит с его малоизвестными портретами из собраний разных музеев.

Новая экспозиция занимает около 130 квадратных метров. Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Новая экспозиция занимает около 130 квадратных метров.
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

Основа художественного оформления литературной части экспозиции — традиционное пятикнижие Достоевского, наиболее объемные, переводимые и самые известные его романы: «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и «Преступление и наказание». Первые издания этих книг, самые интересные иллюстрации, отзывы современников — главные элементы оформления пространства. Впервые здесь можно увидеть уникальные документы, например присяжный иск с автографом Достоевского. Оригинал этого документа хранится в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, он никогда прежде не экспонировался; в музее представлена его точная копия.

Работа над сменой постоянной экспозиции заняла три года, из бюджета Петербурга на нее было выделено 20 млн руб. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+