Петербургская квартира Достоевского теперь вмещает и виртуальную реальность

Фрагмент обновленной экспозиции. Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Фрагмент обновленной экспозиции.
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Музей знаменитого писателя в Кузнечном переулке обновил постоянную экспозицию, отметив тем самым 200-летие своего главного героя. К прежним экспонатам теперь добавлена обширная мультимедийная составляющая

Авторы идеи и художники, работавшие над экспозицией «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra», постарались образно представить все противоречия и особенности взглядов и художественных приемов одного из самых известных в мире русских писателей.

В прошлом году Петербург отметил двойной юбилей — 200 лет со дня рождения Федора Достоевского и 50 лет с момента создания музея-квартиры писателя. Но, как рассказала нашему изданию его директор Наталья Ашимбаева, юбилейный год не был главной причиной кардинального изменения экспозиции. «Мир Достоевского огромен, его можно рассматривать с разных ракурсов, по разным принципам выстраивать музейный маршрут, — говорит директор. — Появились новые музейные технологии, требовался новый художественный образ. Главная задача, которую мы ставили перед собой и дизайнерами, — показать в противоречиях и трагизме, без лакировки и обобщений все важные моменты жизни писателя».

Экспозиция «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra». Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Экспозиция «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra».
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

В целом петербургский Музей Достоевского можно разделить на три части. На первом этаже — выставочно-концертное пространство, второй этаж занимают мемориальная квартира и литературно-художественная экспозиция. Мемориальное пространство осталось в неизменном виде, музейное — полностью обновлено. Проект реэкс­позиции разработали Наталья Ашимбаева и ее заместитель по научной работе Борис Тихомиров, осуществляли проект дизайнер Аркадий Опочанский и художник Михаил Бычков.

Новая экспозиция занимает около 130 кв. м и условно делится на две части: первая — до 1864 года, включая петрашевский период и жизнь Достоевского после ареста и инсценировки казни, вторая— отрезок с 1864 по 1881 год, исключительный по творческому напряжению: именно в эту пору были созданы главные его произведения. Между частями экспозиции расположен комплекс мультимедийных устройств, которые позволяют посетителям самим найти интересующую их информацию. В частности, здесь представлена большая интерактивная карта Петербурга, где можно узнать, куда и зачем приходил сам Достоевский и по каким маршрутам двигались персонажи его романов. Всего здесь около 100 адресов. Интерактивная карта Европы рассказывает о заграничных поездках писателя; мультимедийная программа «Образ Достоевского в фотографиях, живописи, графике, скульптуре» знакомит с его малоизвестными портретами из собраний разных музеев.

Новая экспозиция занимает около 130 квадратных метров. Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Новая экспозиция занимает около 130 квадратных метров.
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

Основа художественного оформления литературной части экспозиции — традиционное пятикнижие Достоевского, наиболее объемные, переводимые и самые известные его романы: «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и «Преступление и наказание». Первые издания этих книг, самые интересные иллюстрации, отзывы современников — главные элементы оформления пространства. Впервые здесь можно увидеть уникальные документы, например присяжный иск с автографом Достоевского. Оригинал этого документа хранится в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, он никогда прежде не экспонировался; в музее представлена его точная копия.

Работа над сменой постоянной экспозиции заняла три года, из бюджета Петербурга на нее было выделено 20 млн руб. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+