18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Акционист Герман Нитч скончался на 84-м году жизни

Художник Герман Нитч. 2017. Фото: Philipp Schuster
Художник Герман Нитч. 2017.
Фото: Philipp Schuster

Звезда венского акционизма прославился своими кровавыми мистериями, но давно уже обрел статус мирового классика, выставляющегося в главных музеях мира

Герман Нитч, один из основателей венского акционизма — движения, известного своими жестокими ритуальными перформансами, которые часто противоречат моральным табу, — умер 18 апреля в возрасте 83 лет. Его жена Рита Нитч сообщила австрийским СМИ, что художник скончался вследствие «серьезной болезни». Символично, что в день его кончины в Венеции открылась организованная Zuecca Projects и австрийским коллекционером Гельмутом Эсом выставка «20-я художественная акция Германа Нитча», которая будет проходить одновременно с 59-й Венецианской биеннале.

Инсталляция, посвященная 20-й художественной акции Германа Нитча. Венеция. Фото: Сourtesy Zuecca Project Space
Инсталляция, посвященная 20-й художественной акции Германа Нитча. Венеция.
Фото: Сourtesy Zuecca Project Space

Нитч родился 23 августа 1938 года в Вене, всего через несколько месяцев после аннексии Австрии Германией. «Мне приходилось приветствовать сверстников словами „Хайль Гитлер!“, когда я учился в школе в 1943 году, а спустя два года страна была освобождена», — рассказывал художник Vice в 2010-м. На своем сайте Нитч писал, что в период с 1943 по 1945 год он ежедневно попадал под бомбежку, его отец был убит на территории СССР, поэтому «война превратила меня в космополита и противника всех национализмов и всякой политики, еще когда я был школьником».

За неуспеваемость Нитча исключили из гимназии, но его способности позволили продолжить учебу в государственном Учебно-исследовательском институте графики в Вене. Он также проявлял большой интерес к литературе, театру и классической музыке. В 1958 году Нитч устроился на работу художником в Технический музей Вены, и именно там, в предоставленной студии, он начал придумывать музыку для того, что впоследствии станет «Театром оргий и мистерий». В рамках этого проекта, представляющего новую форму синтеза искусств, он провел более 100 акций, включая «Шестидневную пьесу».

«Мои работы передают все оттенки эмоций: любовь, гнев, экстаз и даже боль. В конце концов, история искусства всегда прославляла боль; подумайте о греческих трагедиях или Страстях Христовых», — сказал он журналу Artforum в 2018 году.

Герман Нитч. 20-я художественная акция. 1987. Сецессион, Вена. Фото: Heinz Cibulka
Герман Нитч. 20-я художественная акция. 1987. Сецессион, Вена.
Фото: Heinz Cibulka

За акции, в которых смешивались театр и бойня, его не раз арестовывали. В 1988 году во время первого визита Ничто в Австралию полиция изъяла видеокассеты с его выставки кровавых картин на 7-й Сиднейской биеннале; в 2015-м Музей Jumex в Мехико отменил выставку художника; а в 2017-м прошли массовые протесты против его проекта на Тасмании.

В 1960-м ранние перформансы привели к появлению картин, близких к «живописи действия». К 1963 году Нитч перестал создавать эти картины, хотя вернулся к ним в начале 1980-х, и они оставались ключевой частью его практики. Три такие крупноформатные работы в 2020 году были переданы в дар Третьяковской галерее, а десятью годами ранее художник приезжал в Москву на открытие его выставки «Театр оргий и мистерий» в Stella Art Foundation.

В 1971 году Нитч приобрел замок Принцендорф в Нижней Австрии, где жил, работал и ставил спектакли вплоть до конца жизни. В 1998 году он задумал показать в замке одну из своих крупнейших постановок — «Шестидневную пьесу». В ней участвовали около 500 исполнителей, и, как писал Нитч, также «требовались три оркестра, группа камерной музыки, большой смешанный хор, кухня, плотник, мясник, врачи и даже юристы». Как следует из названия, спектакль длился шесть дней. Галерея Pace, которая стала представлять Нитча в начале этого года, объявила, что работа будет повторно показана ​​в замке Принцендорф в июле.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+