18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

У Marks & Spencer обнаружился свой пейзаж Моне

Работы Клода Моне и Эдварда Сиго в галерее Университета Лидса. Фото: Leeds University Library Galleries
Работы Клода Моне и Эдварда Сиго в галерее Университета Лидса.
Фото: Leeds University Library Galleries

Не известная ни широкой публике, ни специалистам картина, принадлежащая британской сети магазинов, вероятно, является редчайшей и крупной находкой

Британский бренд Marks & Spencer (M&S) объявил о том, что обладает неизвестным полотном Клода Моне. Картина не продается и временно выставляется в галерее Университета Лидса.

«Осень в Жёфоссе» не упоминается в самом авторитетном списке работ художника — во всеобъемлющем каталоге-резоне произведений Моне, составленном Даниелем Вильденштейном. Но можно сказать почти наверняка: это крупная находка. Хотя, пока полотно не пройдет соответствующую экспертизу и атрибуцию, всегда есть риск, что оно может оказаться подделкой.

Так как же картина Клода Моне оказалась у M&S? Работу купил Саймон Маркс, сын того самого Майкла Маркса, который в 1884 году открыл свой «копеечный базар» в Лидсе. В 1894 году Майкл объединился с Томасом Спенсером, чтобы создать сеть магазинов одежды, а позже они стали торговать и продуктами питания.

Саймон Маркс нажил огромное состояние. Вместе с женой Мириам он пристрастился к искусству в 1920-х годах: начали с Огюста Ренуара, купив его картину и девять рисунков, потом перешли на Камиля Писсарро и Эдгара Дега. Но как коллекционеры они предпочитали держаться в тени, поэтому так и не стали известными в мире искусства.

В 1937 году Саймон Маркс приобрел «Осень в Жёфоссе» Клода Моне (вероятно, в парижской галерее Durand-Ruel). Пейзаж размером 60 на 74 см датируется 1884 годом — тогда же открылся первый базар его отца. На картине изображен участок Сены в Жёфоссе, недалеко от дома Моне в Живерни. В том же году художник создал около дюжины пейзажей в Жёфоссе.

Саймон и Мириам Маркс повесили «Осень в Жёфоссе» в холле с колоннадой в особняке на Гросвенор-сквер в Лондоне. На выставку своего Моне они выдали только однажды — в Тейт в 1963 году для экспозиции «Работы из коллекций 20 друзей Галереи Тейт», которая длилась месяц. К ней был выпущен скромный каталог, ныне биб­лиографическая редкость, а «Осень в Жёфоссе», похоже, не привлекла внимания специалистов по Моне. Картина не упоминается в каталоге-резоне Вильденштейна ни 1979 года издания, ни 1996-го.

Клод Моне. «Осень в Жёфоссе». 1884. Фото: Leeds University Library Galleries
Клод Моне. «Осень в Жёфоссе». 1884.
Фото: Leeds University Library Galleries

Мириам Маркс умерла в 1971 году, пережив Саймона, и завещала полотно Моне компании M&S. В последующие годы оно висело в кабинете директора в штаб-квартире марки на Бейкер-стрит в Лондоне. В 2017 году его сочли слишком ценным, чтобы хранить в офисе, и работа переехала в безопасное хранилище произведений искусства.

В M&S отказались раскрывать стоимость полотна, но похожий речной пейзаж Жёфоссе был продан в 2019 году на Christie’s в Нью-Йорке за $3,5 млн. Хотя в пейзаже Моне явно заинтересованы крупные музеи страны (при условии, что он в хорошем состоянии), его передали в галерею Университета Лидса. Впрочем, выбор площадки объясняется тем, что на территории университета хранится архив компании.

Наряду с Моне M&S отправила в Лидс еще четыре картины. Среди них — важное произведение Уильяма Тёрнера «Пантеон наутро после пожара» (1792). Эта работа никогда не выставлялась; ее приобрели в 1938 году в честь открытия флагманского магазина M&S на месте бывшего оперного театра «Пантеон» на Оксфорд-стрит. «Рыночные ряды» Лоуренса Стивена Лаури были куплены в честь открытия нового магазина M&S в Манчестере в 1961 году. Две другие картины, переданные галерее, принадлежат кисти Мориса де Вламинка и Эдварда Сиго.

Представитель M&S говорит, что продавать Моне «пока не планируют», а в университетской галерее картина будет находиться до 2030 года. После запроса The Art Newspaper компания M&S и музей обратились в нью-йоркский Институт Вильденштейна — Платтнера, который подтверждает подлинность работ Моне, предложив провести экспертизу «Осени в Жёфоссе». Вердикт, скорее всего, будет вынесен в конце этого года. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+