18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зодчество из бамбука: как вьетнамский архитектор сопряг несопрягаемое

Бар из бамбука, возведенный по проекту Во Тронг Нгиа во вьетнамской провинции Биндонг. Фото: VTN Architects
Бар из бамбука, возведенный по проекту Во Тронг Нгиа во вьетнамской провинции Биндонг.
Фото: VTN Architects
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Снискавший мировую славу Во Тронг Нгиа стремится к экологичности и духовности. В своих проектах он нередко опирается на исконные азиатские традиции в части материалов и конструктива, однако установки западного модернизма им отнюдь не отвергнуты

Ведущий представитель архитектуры Вьетнама Во Тронг Нгиа говорит так: «Вы не можете просто поместить дерево на здание и сказать, что это зеленая архитектура». Хотя, как свидетельствует эта книга, упоминаемой им практике он все-таки не чужд. Проекты Во Тронг Нгиа распределены по двум томам издания, названного «Возводя природу»: один том озаглавлен «Зелень», второй — «Бамбук»; в каждом есть краткое введение, написанное неутомимым архитектурным критиком Филипом Джодидио.

Vo Trong Nghia: Building Nature / Introduction by Philip Jodidio. 2 vols. Thames & Hudson. 400 с.: 393 цв. ил. £50, $75. На английском языке
Vo Trong Nghia: Building Nature / Introduction by Philip Jodidio. 2 vols. Thames & Hudson. 400 с.: 393 цв. ил. £50, $75. На английском языке

Интерес Во Тронг Нгиа к экологической теме, возникший в пору его ученичества у японского архитектора Хироси Наито, органично примыкает к буддийской вере, которой он глубоко предан (его служащие обязаны медитировать по два часа в день). Так или иначе, его работы олицетворяют новый взгляд на модернистскую традицию «органической» архитектуры. Он предлагает своеобразный коктейль из неформального планирования, основанного на функциональности, плавного диалога между внутренним и внешним пространством и, в некоторой степени, романтического отношения к пейзажу, который мог бы открываться из домов Чарльза Фрэнсиса Эннсли Войси, Фрэнка Ллойда Райта (тот находился под влиянием архитектуры, увиденной в Японии), Йорна Утзона и других.

Дома, которые описываются в томе «Зелень», построены из кирпича и бетона. Во Тронг Нгиа использовал метод полостных стен — как средство, способствующее снижению выбросов в атмосферу парниковых газов. Их пористость отчасти заимствована из тропической типологии и традиций; она дает легкую и натуральную циркуляцию воздуха, много естественной вентиляции, обилие горизонталей, которые защищают от солнца, дождя и холода. Однако сквозь эти пористые поверхности в затененные внутренние пространства проникают слабые лучи света, создавая то здесь, то там эффект тканого узора (особенно интересна бамбуковая опалубка «Дома деревьев», жилого комплекса в городе Хошимин). А островки «небесных садов» и другой зелени обладают к тому же большой выразительностью и идут гораздо дальше местной традиции. В соответствии с почти апокалиптическим типом экологического мышления они словно говорят о новом обществе, стыдливо процветающем на руинах старого (порой буквально: отель Atlas в Хойане выглядит как модернистское здание Луиса Кана, воспроизведенное в струях тропического ливня).

Работы Во Тронг Нгиа олицетворяют новый взгляд на модернистскую традицию «органической архитектуры». Фото: VTN Architects
Работы Во Тронг Нгиа олицетворяют новый взгляд на модернистскую традицию «органической архитектуры».
Фото: VTN Architects

Работы, описанные в томе «Бамбук», выполнялись в основном по заказам гостиничного бизнеса и индустрии туризма, хотя их спокойное достоинство не очень вяжется с подобными функциями. Использование бамбука укоренено во многих азиатских культурах. Это и строительный материал — гибкий, крепкий, легкий, дешевый и экологичный, — и элемент природного ландшафта. Традиционная китайская архитектура содержит ссылки на бамбуковые постройки, оставшиеся в поздних каменных и терракотовых формах — аналогично тому, как архитектурный язык каменных построек древнего Средиземноморья перекликается с более ранними деревянными строениями. В некоторых частях Азии бамбук все еще используют для строительных лесов. Однако именно колумбийский архитектор Симон Велес пробудил интерес Во Тронг Нгиа к возможностям этого материала.

Применяя бамбук, вьетнамский архитектор достиг замечательных результатов: материал вошел в состав ламината, внедрился в систему сводов, вплелся в решетки. Легкие открытые структуры, воспроизведенные в иллюстрациях, обладают парадоксальной монументальностью, формируя современные, почти величественные пространства, гармонично вписывающиеся в красоту природы. Восприятие окружающей среды является одной из сильных сторон Во Тронг Нгиа: пятиугольная вилла в бухте Халонг словно разговаривает со знаменитыми «сахарными головами» скал, окаймляющих бухту, а «Бамбуковый сталактит» — строение, созданное для Венецианской архитектурной биеннале 2018 года, — навевает мысль о рыболовных сетях, развешанных на солнце.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+