18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник создаст новый реставрационный комплекс

В состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника входит 56 памятников архитектуры, в том числе всемирно известные. Фото: Денис Ларкин / Фотобанк Лори
В состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника входит 56 памятников архитектуры, в том числе всемирно известные.
Фото: Денис Ларкин / Фотобанк Лори
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Огромный федеральный музей с несколькими филиалами все еще ограничен в реставрационной работе над рядом исторических объектов. Новые мастерские позволят заняться предметами, требующими к себе особого отношения

Большая часть музейной жизни скрыта от глаз посетителей, которые видят лишь вершину айсберга — экспозицию. Между тем работа кипит и в научно-фондовых отделах, и в отделах реставрации. Чем активнее растет музейное собрание, тем насущнее становится проблема размещения и восстановления предметов. О том, как ее решают во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, нам рассказал генеральный директор Сергей Рыбаков.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник — один из крупнейших федеральных музеев: в его состав входят десятки памятников архитектуры (включая объекты из списка всемирного наследия ЮНЕСКО) и ряд экспозиций в городах Золотого кольца. При этом в экспозициях, по словам Рыбакова, представлено максимум 3% от общего состава музейного фонда, насчитывающего около 450 тыс. единиц хранения. Эта цифра не предел: значительный рост коллекции ожидается в связи с раскопками в Суздальском Ополье — уже с нынешнего года музей начал принимать новые археологические находки.

Брошь. До и после реставрации. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Брошь. До и после реставрации.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Такое колоссальное собрание требует обширных площадей и под хранение, и для реставрации. По самым скромным подсчетам, без учета дальнейшего расширения фондов — 5 тыс. кв. м. Сегодня же музей располагает 2,2 тыс. кв. м, причем из них под реставрационные мастерские отведено менее 300 кв. м. Как следствие, реставрационный отдел музея, несмотря на наличие в штате специалистов самых разных профилей, не может функционировать в полную силу. «Во-первых, сотрудникам тесно работать и вместо того, чтобы одновременно реставрировать, например, пять предметов, мы реставрируем один-два, а во-вторых, некоторые предметы настолько велики, что их просто негде разместить для проведения работ», — сообщил Сергей Рыбаков.

В значительной степени покрыть нехватку пространств поможет здание во Владимире площадью около 1,5 тыс. кв. м, приобретенное музеем в 2019 году. Как уточнил собеседник The Art Newspaper Russia, это здание современной постройки, объектом культурного наследия оно не является. Сейчас там идут ремонтные работы — те из них, которые музей может себе позволить без привлечения стороннего финансирования.

Вместе с тем институция рассчитывает получить субсидию от Министерства культуры; это может существенно ускорить ремонт, помочь с приобретением необходимого оборудования.

«Новое здание будет оснащено по последнему слову техники — и с точки зрения эффективности работы, и с точки зрения обеспечения надлежащих условий труда. Поскольку реставрация предполагает работу с краской, химическими веществами, а также другие воздействия, например сварку, необходимо полностью исключить какой-либо вред здоровью сотрудников», — добавляет Рыбаков.

Новый комплекс реставрационных мастерских позволит заняться теми объектами, для работы с которыми сегодня нет подходящих условий. Например, там можно будет разместить пресс весом около тонны для реставрации крупной графики. В музейном центре «Палаты», где сегодня расположена часть мастерских, это сделать невозможно: деревянные перекрытия здания второй половины XVIII века просто не выдержат такого веса. Также ждет своего часа монументальный, 235 на 154 см, парадный портрет императора Николая I. В описи он значится как «портрет военного кисти неизвестного художника». Для того чтобы переатрибутировать картину, уточнив личности портретируемого и автора, необходимо провести реставрационные работы, однако сейчас холст даже негде разложить. Приступить к восстановлению можно будет только после открытия комплекса, где будут установлены широкоформатные столы.

Петр Зиновьев. «На перевозе села Боголюбово». До и после реставрации. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Петр Зиновьев. «На перевозе села Боголюбово». До и после реставрации.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Кроме того, новое большое пространство позволит привести в порядок ограды и массивные, полуторатонные белокаменные блоки соборов. Наконец, увеличится количество рабочих мест, что значительно ускорит процесс восстановления мелких предметов, например из археологических коллекций.

С момента создания во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике отдела реставрации — а произошло это в 1959 году, вскоре после основания музея, — через руки его сотрудников прошли десятки тысяч объектов. Дальнейшему расширению деятельности отдела препятствует лишь недостаток площадей. Новый комплекс покроет не только внутреннюю потребность в реставрации — к услугам местных специалистов также смогут прибегнуть и сторонние организации, и частные коллекционеры. Что касается сроков реализации задуманного, то о них Сергей Рыбаков говорит с  некоторой осторожностью. По плану центр должен быть создан в течение двух-трех лет.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+