18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник создаст новый реставрационный комплекс

В состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника входит 56 памятников архитектуры, в том числе всемирно известные. Фото: Денис Ларкин / Фотобанк Лори
В состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника входит 56 памятников архитектуры, в том числе всемирно известные.
Фото: Денис Ларкин / Фотобанк Лори
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Огромный федеральный музей с несколькими филиалами все еще ограничен в реставрационной работе над рядом исторических объектов. Новые мастерские позволят заняться предметами, требующими к себе особого отношения

Большая часть музейной жизни скрыта от глаз посетителей, которые видят лишь вершину айсберга — экспозицию. Между тем работа кипит и в научно-фондовых отделах, и в отделах реставрации. Чем активнее растет музейное собрание, тем насущнее становится проблема размещения и восстановления предметов. О том, как ее решают во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, нам рассказал генеральный директор Сергей Рыбаков.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник — один из крупнейших федеральных музеев: в его состав входят десятки памятников архитектуры (включая объекты из списка всемирного наследия ЮНЕСКО) и ряд экспозиций в городах Золотого кольца. При этом в экспозициях, по словам Рыбакова, представлено максимум 3% от общего состава музейного фонда, насчитывающего около 450 тыс. единиц хранения. Эта цифра не предел: значительный рост коллекции ожидается в связи с раскопками в Суздальском Ополье — уже с нынешнего года музей начал принимать новые археологические находки.

Брошь. До и после реставрации. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Брошь. До и после реставрации.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Такое колоссальное собрание требует обширных площадей и под хранение, и для реставрации. По самым скромным подсчетам, без учета дальнейшего расширения фондов — 5 тыс. кв. м. Сегодня же музей располагает 2,2 тыс. кв. м, причем из них под реставрационные мастерские отведено менее 300 кв. м. Как следствие, реставрационный отдел музея, несмотря на наличие в штате специалистов самых разных профилей, не может функционировать в полную силу. «Во-первых, сотрудникам тесно работать и вместо того, чтобы одновременно реставрировать, например, пять предметов, мы реставрируем один-два, а во-вторых, некоторые предметы настолько велики, что их просто негде разместить для проведения работ», — сообщил Сергей Рыбаков.

В значительной степени покрыть нехватку пространств поможет здание во Владимире площадью около 1,5 тыс. кв. м, приобретенное музеем в 2019 году. Как уточнил собеседник The Art Newspaper Russia, это здание современной постройки, объектом культурного наследия оно не является. Сейчас там идут ремонтные работы — те из них, которые музей может себе позволить без привлечения стороннего финансирования.

Вместе с тем институция рассчитывает получить субсидию от Министерства культуры; это может существенно ускорить ремонт, помочь с приобретением необходимого оборудования.

«Новое здание будет оснащено по последнему слову техники — и с точки зрения эффективности работы, и с точки зрения обеспечения надлежащих условий труда. Поскольку реставрация предполагает работу с краской, химическими веществами, а также другие воздействия, например сварку, необходимо полностью исключить какой-либо вред здоровью сотрудников», — добавляет Рыбаков.

Новый комплекс реставрационных мастерских позволит заняться теми объектами, для работы с которыми сегодня нет подходящих условий. Например, там можно будет разместить пресс весом около тонны для реставрации крупной графики. В музейном центре «Палаты», где сегодня расположена часть мастерских, это сделать невозможно: деревянные перекрытия здания второй половины XVIII века просто не выдержат такого веса. Также ждет своего часа монументальный, 235 на 154 см, парадный портрет императора Николая I. В описи он значится как «портрет военного кисти неизвестного художника». Для того чтобы переатрибутировать картину, уточнив личности портретируемого и автора, необходимо провести реставрационные работы, однако сейчас холст даже негде разложить. Приступить к восстановлению можно будет только после открытия комплекса, где будут установлены широкоформатные столы.

Петр Зиновьев. «На перевозе села Боголюбово». До и после реставрации. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Петр Зиновьев. «На перевозе села Боголюбово». До и после реставрации.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Кроме того, новое большое пространство позволит привести в порядок ограды и массивные, полуторатонные белокаменные блоки соборов. Наконец, увеличится количество рабочих мест, что значительно ускорит процесс восстановления мелких предметов, например из археологических коллекций.

С момента создания во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике отдела реставрации — а произошло это в 1959 году, вскоре после основания музея, — через руки его сотрудников прошли десятки тысяч объектов. Дальнейшему расширению деятельности отдела препятствует лишь недостаток площадей. Новый комплекс покроет не только внутреннюю потребность в реставрации — к услугам местных специалистов также смогут прибегнуть и сторонние организации, и частные коллекционеры. Что касается сроков реализации задуманного, то о них Сергей Рыбаков говорит с  некоторой осторожностью. По плану центр должен быть создан в течение двух-трех лет.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+