18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Арт Москва» примет всех

Джефф Кунс. Balloon Dog (King’s Blue). «Е.К.АртБюро». Фото: «Арт Москва»
Джефф Кунс. Balloon Dog (King’s Blue). «Е.К.АртБюро».
Фото: «Арт Москва»
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Ярмарка пройдет в Гостином Дворе с 13 по 17 апреля и объединит более 150 отечественных галерей современного и классического искусства

Первым шагом к возрождению «Арт Москвы», некогда крупнейшей в Восточной Европе ярмарки современного искусства, которая проходила в Центральном доме художника с 1996 по 2014 год, стал прошлогодний одноименный спецпроект в рамках традиционного Российского антикварного салона. Его организаторы предложили формат “living together” («живем вместе») — максимально широкий профиль ярмарки, когда в одном пространстве представлены антиквариат, ювелирные изделия, винтаж, дизайн и современное искусство. Последние две категории на Российском антикварном салоне весной 2021 года выставлялись под брендом «Арт Москва».

Борис Ермолаев. «Материнство». 1962. Галерея KGallery. Фото: «Арт Москва»
Борис Ермолаев. «Материнство». 1962. Галерея KGallery.
Фото: «Арт Москва»

Такой «коливинг» антикваров и дилеров современного искусства, судя по всему, был признан удачным, но название «Российский антикварный салон» обновленной ярмарке никак не соответствовало. Зато «Арт Москва» — название универсальное, а бренд хорошо знаком старожилам отечественного арт-рынка, можно сказать «намоленный». «Прежняя „Арт Москва“ воспитала вкус первых коллекционеров, научила их основам собирательства, помогала выбрать лучшее из типичного и общепринятого, что ценится всеми экспертами и фигурирует в большинстве собраний. Нынешняя ситуация иная. Расширенный ассортимент „Арт Москвы“ откроет эру авторских персонализированных коллекций, основанных на неожиданных, уникальных артефактах высочайшего качества», — обещают в пресс-релизе новой ярмарки ее устроители.

Возрожденная ярмарка «Арт Москва» проводится 13–17 апреля в Гостином Дворе под патронатом Министерства культуры РФ и Департамента культуры города Москвы. Расстановка сил примерно следующая: около 40 галерей современного искусства, порядка 60 участников специализируются на антиквариате и классическом искусстве, еще 30 — ювелирные бренды, а бонус — ралли более 60 ретроавтомобилей (в прошлом раритетные авто неизменно красовались на входе в ЦДХ в дни проведения российских антикварных салонов).

Ольга Тобрелутс. «Временной транскодер». 2022. Pogodina Gallery. Фото: «Арт Москва»
Ольга Тобрелутс. «Временной транскодер». 2022. Pogodina Gallery.
Фото: «Арт Москва»

«Арт Москва» возвращается в драматичный период нашей истории. Мероприятие, которое могло бы ознаменовать восстановление привычной ярмарочной активности после пандемии (наконец отменены ковидные ограничения числа посетителей и масочный режим), обернулось первой проверкой на прочность для российского арт-рынка, который теперь должен научиться существовать в условиях беспрецедентных санкций со стороны западных стран.

На ярмарке нет зарубежных участников (впрочем, они и раньше едва ли делали погоду), а летние торги русского искусства в Лондоне отменены (долгое время они были важным источником пополнения ассортимента для российских антикваров). Добавим к этому скачущий — в основном вниз сумасшедшими темпами — курс рубля и общую неопределенность на рынке. Есть и другие вводные: серьезные капиталы (те, что еще не успели вывезти за рубеж и не попали под санкции там) оказались заперты в стране; деньги стремительно обесцениваются; ЕС, США и Великобритания запретили поставки предметов роскоши в Россию; а произведения искусства могут стать одной из немногих доступных областей для быстрых инвестиций. В этих условиях ярмарка может пройти с феноменальным успехом или обернуться полным провалом — прогнозировать тут что-либо бесполезно.

Александр Бородулин. Певица Грейс Джонс. Нью-Йорк. Конец 1970-х. Фото: «Арт Москва»
Александр Бородулин. Певица Грейс Джонс. Нью-Йорк. Конец 1970-х.
Фото: «Арт Москва»

В первый день ее работы, 13 апреля, при поддержке Ассоциации галерей (АГА) состоится форум, участники которого обсудят перспективы отечественного рынка искусства и различные аспекты деятельности галерей, дилеров и коллекционеров в новых условиях.

Несколько слов об участниках ярмарки и о том, что они приготовили. За современное искусство отвечают ведущие отечественные галереи, включая Галерею Люмьер, «Е.К.АртБюро», «Триумф», «Файн Арт», ASKERI GALLERY, Krokin Gallery, VP Studio, 11.12 Gallery.

Список представленных авторов включает Семена Агроскина, Константина Батынкова, Владимира Дубосарского, Михаила Молочникова, Константина Худякова, Юрия Шабельникова и других. Как уже говорилось, галереи участвуют исключительно отечественные, зато есть работы зарубежных художников: Бэнкси, Джеффа Кунса (на стенде «Е.К.АртБюро»), Яёи Кусамы. Полина Аскери показывает работы Павла Полянского, французского уличного художника Ромена Фроке, Маши Руденко и современного испанского автора Хуана Мигеля Паласиоса.

Николай Суетин. «Портрет женщины с букетом цветов». 1950–1953. Антикварный салон «Грибоедовский». Фото: «Арт Москва»
Николай Суетин. «Портрет женщины с букетом цветов». 1950–1953. Антикварный салон «Грибоедовский».
Фото: «Арт Москва»

В разделе «Классическое искусство» увидим крупнейших игроков российского антикварного рынка, хорошо знакомых по салонам в ЦДХ: «Коллекционеръ», «Кутузовский, 22», «Петербург», «Частное собрание М.А.Суслова», «Элизиум» и другие. Экспонаты их стендов в подавляющем большинстве — добротное русское искусство XIX — первой половины ХХ века, часто это вещи музейного уровня, первые имена, в том числе Иван Айвазовский, Давид Бурлюк, Петр Кончаловский, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Алексей Саврасов, Николай Суетин, Александра Экстер.

Особого внимания заслуживают масштабный графический эскиз Ольги Павленко к фреске павильона Дальнего Востока на ВСХВ, представленный Галереей Андрея Дзамашвили, и «Портрет женщины с букетом цветов» — последняя, незавершенная картина Суетина в авторской супрематической раме, принадлежащая антикварному салону «Грибоедовский». Есть и зарубежное искусство. Например, уникальная японская декоративная ваза периода Мэйдзи, созданная в известной киотской мастерской Ногава, от галереи Samurai. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+