18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От драхмы до лепты: денежную историю Древней Греции рассказывают в Москве

Монета Древней Греции. Статер. Мизия. Кизик. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Монета Древней Греции. Статер. Мизия. Кизик.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Выставка «Сокровища Древней Греции» в Музее Международного нумизматического клуба рассказывает о богах и мифах, городах-полисах и статьях экспорта Древней Греции, и все на основе коллекции золотых античных монет, крупнейшей в России

Монеты одновременно являются свидетельствами экономического развития общества, историческими документами и произведениями искусства. Музей Международного нумизматического клуба на основе своей коллекции античных золотых монет, крупнейшей в России, рассказывает о древних греческих сокровищах, о богах и мифах, о политической структуре и статьях экспорта Древней Греции.

Выставка «Сокровища Древней Греции» расположена на нижнем этаже здания музея, палат Зиновьевых — Юсуповых, построенных в XVII веке. На потолок небольшого сводчатого зала проецируется то солнечное небо с облаками, то видимые сквозь прозрачную воду стаи дельфинов.

Греческие полисы, города-государства, были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, Причерноморье, на Крите и Кипре, в Северной Африке и Южной Италии. Каждый такой город чеканил свою монету, нередко они украшались изображением важных для местной экономики товаров — пшеничным колосом или виноградной гроздью, а также фигурами богов или героев. Однако для межполисной торговли уже с конца VI века до н.э. использовали и общую валюту — статеры-кизикины, отчеканенные из электра, смеси золота и серебра, в городе Кизик в Малой Азии. Вес и состав этих монет были стабильными два столетия, при этом вид кизикинов очень разно­образен: на монетах изображены боги, как Зевс — главный бог греческого пантеона, Аполлон с кифарой или Деметра с гроздьями винограда, мифологические существа вроде грифона, животные и даже растения. Однако все их объединяет присутствие фигурки тунца на лицевой стороне и квадратный отпечаток чекана на оборотной.

Вид экспозиции «Сокровища Древней Греции». Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Вид экспозиции «Сокровища Древней Греции».
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

В V веке до н.э. функционировала и другая денежная система, основанная на серебряных драхмах (и тетрадрахмах), которые чеканили в Афинах. При таком разнообразии возросла роль трапезитов-менял, которые могли не только подтвердить ценность монеты (есть на выставке и тетрадрахма с меткой трапезита), но и выдавали кредиты и дорожные чеки, совсем как современные банки.

Ничто так ярко не свидетельствует о смене политических эпох, как деньги. Витрина с золотыми статерами империи Александра Македонского (336–323 годы до н.э.) показывает его внимание не только к военному делу, но и к финансам, а также любовь к унификации. Все столицы завоеванных земель он повелевал называть Александриями, единый вид приняли и монеты, а головы богов на них постепенно становились все больше похожими на портрет самого Александра.

Специфика коллекции — нумизматика — диктует классические экспозиционные приемы, однако витрины с монетами дополнены мультимедийными планшетами, на которых можно увеличить и перевернуть каждую монету, и макетом древнегреческого полиса, в котором день сменяется ночью, а жители занимаются обыденными делами.  

Музей Международного нумизматического клуба
«Сокровища Древней Греции»
До 30 декабря

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+