18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стиль высших достижений: ар-деко в картинках, описаниях и рассуждениях

Вопрос о стиле ар-деко в СССР остается дискуссионным, что не мешает причислять к нему объекты вроде станции метро «Маяковская». Фото: Wikimedia Commons
Вопрос о стиле ар-деко в СССР остается дискуссионным, что не мешает причислять к нему объекты вроде станции метро «Маяковская».
Фото: Wikimedia Commons
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

О генезисе и различных аспектах этого международного стиля новое издание рассказывает ярко и доходчиво. В том числе на примерах из советского времени, насчет которого так до конца и не понятно — было у нас свое ар-деко или не было

Стиль невероятно популярный, в том числе в России, ар-деко, вероятно, главное художественное воплощение гедонизма в современной культуре. Его элементы время от времени вновь обретают актуальность в моде, дизайне интерьеров и даже строительстве, однако подавляющее большинство изданий о нем — переводные.

До сих пор единственным фундаментальным исследованием этой темы в России остается «Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции» Татьяны Малининой, которая подробно рассматривает французский и американский варианты стиля, а также вопрос существования его советского аналога. Все прочие публикации фокусировались на различных аспектах той же темы. Например, на взаимосвязи ар-деко и модернистских художественных течений во Франции (Алексей Петухов).

Печёнкин И. «Ар-деко. Стиль как достижение». М.: Sminex, 2021. 132 c.
Печёнкин И. «Ар-деко. Стиль как достижение». М.: Sminex, 2021. 132 c.

Тем более важной представляется предпринятая историком архитектуры Ильей Печенкиным попытка обобщить данные о генезисе стиля, специфике его региональных вариантов и вновь вернуться к мифу о советском ар-деко. Научно-популярный характер издания тут работает только в плюс: кажется, автор нашел интонацию, позволяющую рассказать не только о явлении в истории искусства, но и — шире — об эпохе между двумя мировыми войнами. «Феномен ар-деко неотделим от истории достижений минувшего века, открывшего новое понимание пространства (при помощи океанских лайнеров, воздухоплавания, поездов и автомобилей), преодолевшего притяжение земли (одновременно посредством высотных конструкций, цеппелинов и аэропланов), осознавшего глобальность цивилизации и утопичность идеи прогресса», — пишет Печенкин во вводной части книги.

В первой главе он отмечает множественность и интернациональность истоков стиля; во второй подробно описывает Международную выставку декоративных искусств 1925 года в Париже, которая и дала название самому стилю; в третьей рассказывает о том, как достижения, представленные на той выставке, уже в следующем году оказались в США. Далее Печенкин рассуждает о том, как при идеологической несовместимости и отсутствии в СССР социальной почвы для ар-деко (стиля, возникшего как союз художника с промышленником и коммерсантом во имя прославления идей комфорта и роскоши) его элементы все-таки проникли в советскую архитектуру и отчасти в живопись.

Элементы интерьера небоскреба Carbide & Carbon Building в Чикаго. Фото: Wikimedia Commons
Элементы интерьера небоскреба Carbide & Carbon Building в Чикаго.
Фото: Wikimedia Commons

Отдельные врезы в книге посвящены различным аспектам художественной культуры эпохи: модная иллюстрация Романа Тыртова (Эрте) и искусство «родоначальницы гламура» Тамары Лемпицка, кинематограф, джаз, мода и другие явления. Очень важно наблюдение Ильи Печенкина о том, что ар-деко «крайне проблематично считать стилем в классическом понимании: слишком широка палитра форм, приемов, сюжетов и задействованных материалов, слишком неопределима структура и иерархия этого стиля». Он предлагает говорить об особом вкусе «к геометрической чистоте большой формы, монументальность которой дополнительно подчеркивалась изысканно-тонким орнаментом; контрастным сопоставлением полированных поверхностей с разнообразными фактурами и инкрустациями».

Этот подход позволяет обосновать появление несколько спорного раздела «Вместо заключения. Почему ар-деко с нами», который объясняет неувядающую популярность стиля, в том числе у девелоперов. Немаловажная деталь: книга издана девелоперской компанией Sminex, очевидно, как часть пиар-кампании ЖК «Достижение», которому посвящена статья в самом начале. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+