18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британия переоценивает роль своих монархов в искусстве и истории

Работы из Правительственной коллекции произведений искусства (GAC) на временной выставке в галерее Уайтчепел. Фото: Tony Harris/Whitechapel Art Gallery
Работы из Правительственной коллекции произведений искусства (GAC) на временной выставке в галерее Уайтчепел.
Фото: Tony Harris/Whitechapel Art Gallery
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Сотни картин и гравюр из Правительственной коллекции Великобритании, связанных с рабством и колониализмом, ждут вердикта. Будут ли они удалены с глаз долой или зрителям позволят извлечь уроки из истории?

Правительственная коллекция произведений искусства Великобритании (GAC) переосмыслит интерпретацию сотен картин и гравюр, связанных с рабством, колониализмом и расизмом. У многих работ на сайте коллекции появилась метка «на рассмотрении», и, хотя ее вскоре убрали, «черный список» уже сформировался.

Правительство Великобритании начало систематически коллекционировать искусство в 1899 году, но некоторые вещи были куплены еще в XIX веке, в период расцвета Британской империи. Собрание GAC фактически восходит к 1946 году, когда был назначен его первый куратор. Коллекция управляется Департаментом цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, сейчас в ней более 14 тыс. предметов, в основном британских художников. Эти работы используются для украшения правительственных учреждений и дипломатических миссий. GAC имеет статус музея, ее официальная миссия формулируется так: «коллекция продвигает британское искусство и играет ключевую роль в британской культурной дипломатии, воплощая мягкую силу, культуру и ценности» Великобритании.

Как поясняется на сайте, сейчас ведется работа по «интерпретации произведений искусства и пере­оценке их роли в истории». Это происходит и в крупных музеях страны — инициатива, ставшая особенно актуальной с 2020 года на фоне движения Black Lives Matter.

Портреты герцога Веллингтона и Полины Боргезе, сестры Наполеона Бонапарта, в резиденции посла Великобритании в Париже. Фото: Government Art Collection
Портреты герцога Веллингтона и Полины Боргезе, сестры Наполеона Бонапарта, в резиденции посла Великобритании в Париже.
Фото: Government Art Collection

Среди попавших в неофициальный «черный список» — 26 портретов королевы Виктории. Они висят в британских посольствах и дипломатических миссиях в Берлине, Катманду, Нью-Дели, Париже, Риме, Стамбуле, Стокгольме, Тегеране, Токио и Тунисе, а также в кабинете министров и Ланкастер-Хаусе, где располагается Министерство иностранных дел. Рабство на большей части территории Британской империи было официально отменено в 1833 году, за четыре года до вступления королевы на престол, но не полностью ликвидировано до ее коронации. В эпоху правления Виктории империя расширялась, причем, как правило, силой, и в 1876 году она стала повелительницей Индии.

Другие портреты британских монархов, оказавшиеся «под вопросом», — это изображения Елизаветы I, Карла I, Карла II, Вильгельма III, Анны, Георга I и Вильгельма IV. Возможно, репутация этих работ пострадала потому, что в сомнительной деятельности были замешаны их авторы или меценаты-заказчики. Наверное, по той же причине в опале оказались и два портрета Джорджа Вашингтона.

На работе Джорджа Бикхэма «Как разбогатеть» (около 1736) изображено несколько парусников, ниже — стихотворение, воспевающее британских купцов, где есть строчка: «Новые земли создавать, новые Индии исследовать». Этот пейзаж был куплен в 1978 году. Вызывают вопросы и две гравюры Уильяма Николсона (1899). На них изображены Редьярд Киплинг, автор стихотворения «Бремя белого человека», и Сесил Родс, энергично продвигавший имперское правление на юге Африки. В список включены также три цейлонских пейзажа Эдварда Лира (1870–1880-е). The Art Newspaper отметила, что канцлер казначейства Риши Сунак выбрал для дома № 11 по Даунинг-стрит портрет моряка Королевского военно-морского добровольческого резерва Сесила Артура Тука (1918) кисти Артура Кампфа, художника, который впоследствии стал фаворитом Гитлера.

Артур Кампф. «Портрет Сесила Артура Тука». 1918. Фото: Government Art Collection
Артур Кампф. «Портрет Сесила Артура Тука». 1918.
Фото: Government Art Collection

В данный момент GAC ожидает указаний по «спорному наследию» от властей. В мае прошлого года тогдашний государственный секретарь по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту Оливер Дауден учредил консультативный совет по наследию. Он подчеркнул необходимость «сохранять и объяснять» такие работы. Предметы искусства надо не снимать с экспозиции, а сохранять, с соответствующими пояснениями.

Вероятно, в ближайшее время GAC не собирается избавляться от произведений, которые сейчас украшают посольства. Но эти картины часто меняют и перевозят с места на место — интересно, будут ли спорные работы постепенно развозить по запасникам, заменяя их другими, идеологически правильными. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+