Британия переоценивает роль своих монархов в искусстве и истории

Работы из Правительственной коллекции произведений искусства (GAC) на временной выставке в галерее Уайтчепел. Фото: Tony Harris/Whitechapel Art Gallery
Работы из Правительственной коллекции произведений искусства (GAC) на временной выставке в галерее Уайтчепел.
Фото: Tony Harris/Whitechapel Art Gallery
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Сотни картин и гравюр из Правительственной коллекции Великобритании, связанных с рабством и колониализмом, ждут вердикта. Будут ли они удалены с глаз долой или зрителям позволят извлечь уроки из истории?

Правительственная коллекция произведений искусства Великобритании (GAC) переосмыслит интерпретацию сотен картин и гравюр, связанных с рабством, колониализмом и расизмом. У многих работ на сайте коллекции появилась метка «на рассмотрении», и, хотя ее вскоре убрали, «черный список» уже сформировался.

Правительство Великобритании начало систематически коллекционировать искусство в 1899 году, но некоторые вещи были куплены еще в XIX веке, в период расцвета Британской империи. Собрание GAC фактически восходит к 1946 году, когда был назначен его первый куратор. Коллекция управляется Департаментом цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, сейчас в ней более 14 тыс. предметов, в основном британских художников. Эти работы используются для украшения правительственных учреждений и дипломатических миссий. GAC имеет статус музея, ее официальная миссия формулируется так: «коллекция продвигает британское искусство и играет ключевую роль в британской культурной дипломатии, воплощая мягкую силу, культуру и ценности» Великобритании.

Как поясняется на сайте, сейчас ведется работа по «интерпретации произведений искусства и пере­оценке их роли в истории». Это происходит и в крупных музеях страны — инициатива, ставшая особенно актуальной с 2020 года на фоне движения Black Lives Matter.

Портреты герцога Веллингтона и Полины Боргезе, сестры Наполеона Бонапарта, в резиденции посла Великобритании в Париже. Фото: Government Art Collection
Портреты герцога Веллингтона и Полины Боргезе, сестры Наполеона Бонапарта, в резиденции посла Великобритании в Париже.
Фото: Government Art Collection

Среди попавших в неофициальный «черный список» — 26 портретов королевы Виктории. Они висят в британских посольствах и дипломатических миссиях в Берлине, Катманду, Нью-Дели, Париже, Риме, Стамбуле, Стокгольме, Тегеране, Токио и Тунисе, а также в кабинете министров и Ланкастер-Хаусе, где располагается Министерство иностранных дел. Рабство на большей части территории Британской империи было официально отменено в 1833 году, за четыре года до вступления королевы на престол, но не полностью ликвидировано до ее коронации. В эпоху правления Виктории империя расширялась, причем, как правило, силой, и в 1876 году она стала повелительницей Индии.

Другие портреты британских монархов, оказавшиеся «под вопросом», — это изображения Елизаветы I, Карла I, Карла II, Вильгельма III, Анны, Георга I и Вильгельма IV. Возможно, репутация этих работ пострадала потому, что в сомнительной деятельности были замешаны их авторы или меценаты-заказчики. Наверное, по той же причине в опале оказались и два портрета Джорджа Вашингтона.

На работе Джорджа Бикхэма «Как разбогатеть» (около 1736) изображено несколько парусников, ниже — стихотворение, воспевающее британских купцов, где есть строчка: «Новые земли создавать, новые Индии исследовать». Этот пейзаж был куплен в 1978 году. Вызывают вопросы и две гравюры Уильяма Николсона (1899). На них изображены Редьярд Киплинг, автор стихотворения «Бремя белого человека», и Сесил Родс, энергично продвигавший имперское правление на юге Африки. В список включены также три цейлонских пейзажа Эдварда Лира (1870–1880-е). The Art Newspaper отметила, что канцлер казначейства Риши Сунак выбрал для дома № 11 по Даунинг-стрит портрет моряка Королевского военно-морского добровольческого резерва Сесила Артура Тука (1918) кисти Артура Кампфа, художника, который впоследствии стал фаворитом Гитлера.

Артур Кампф. «Портрет Сесила Артура Тука». 1918. Фото: Government Art Collection
Артур Кампф. «Портрет Сесила Артура Тука». 1918.
Фото: Government Art Collection

В данный момент GAC ожидает указаний по «спорному наследию» от властей. В мае прошлого года тогдашний государственный секретарь по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту Оливер Дауден учредил консультативный совет по наследию. Он подчеркнул необходимость «сохранять и объяснять» такие работы. Предметы искусства надо не снимать с экспозиции, а сохранять, с соответствующими пояснениями.

Вероятно, в ближайшее время GAC не собирается избавляться от произведений, которые сейчас украшают посольства. Но эти картины часто меняют и перевозят с места на место — интересно, будут ли спорные работы постепенно развозить по запасникам, заменяя их другими, идеологически правильными. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+