18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Покоритель «трех полюсов Земли» дает советы коллекционерам

Даррен Бейдер. «Карта». ДСП, акрил. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Даррен Бейдер. «Карта». ДСП, акрил.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Путешественник, издатель и коллекционер Эрлинг Кагге рассказывает, как собирать искусство с бесстрашием полярного исследователя и скандинавской рассудительностью

Издатель и коллекционер из Осло Эрлинг Кагге, прославившийся в 1990-х годах походами к Северному (вдвоем) и Южному (в одиночку!) полюсам, а также покорением Эвереста, написал книгу «Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться», переведенную и изданную Музеем современного искусства «Гараж» в 2021 году. На счету у Кагге шесть книг о путешествиях, философии и коллекционировании предметов искусства, переведенных на разные языки. Первые произведения искусства он приобрел в начале 1980-х годов, за последующие четыре десятилетия составил великолепное собрание современного искусства. Швейцарский куратор и арт-критик Ханс Ульрих Обрист так характеризует эту сторону деятельности Кагге: «Коллекционер-первопроходец, который начинает собирать работы художников в самом начале карьеры и продолжает поддерживать их на протяжении творческого пути». Куратор Беатрикс Руф отмечает его «ответственность и преданность художникам и их работам, посвященным неоднозначности и вызовам нашей современной жизни».

Эрлинг Кагге. Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 200 с.
Эрлинг Кагге. Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 200 с.

В книге Кагге делится опытом коллекционирования произведений искусства, дает советы и с юмором рассказывает о своих приобретениях. С кем общаться, чтобы развить талант к приобретениям, в какой момент покупать и продавать, как работать на опережение и как в целом покупать искусство, если у вас немного денег? В книге много ссылок на факты биографии и подробности сделок множества великих коллекционеров, галеристов и дилеров, а также выдержки из частных бесед Кагге с известными деятелями арт-мира. Эрлинг Кагге рекомендует читателям, если они встали на путь коллекционирования, быть одержимыми, развивать глаз, нюх и слух, влюбляться в произведение, а не в его цену, работать на опережение и даже не бояться покупать по фотографиям, выстраивать доверительные отношения с галеристами и вовремя платить по счетам, а также помнить о том, что шанс заработать на этом увлечении не очень велик. Публикуем несколько советов норвежского коллекционера.  

Советы от Эрлинга Кагге

Адриана Лара. «Инсталляция (Банановая кожура)». 2008. Фото: предоставлено галереей Algus Greenspoon/Музей современного искусства «Гараж»
Адриана Лара. «Инсталляция (Банановая кожура)». 2008.
Фото: предоставлено галереей Algus Greenspoon/Музей современного искусства «Гараж»

Ваш бюджет должен быть рабом вашей страсти, а не предметом ее. Здесь Кагге приводит высказывание именитого британского арт-дилера, сэра Джозефа Дювина, о картине Уильяма Тëрнера: «Если бы я обладал этой картиной, мне больше ничего не было бы нужно».

Для успешного коллекционирования надо быть не только одержимым, но и хорошо информированным. В то же время нельзя тратить слишком много времени на раздумья, покупать ли ту или иную работу.

Самый распространенный совет в арт-мире: покупайте то, что вам нравится. Это дурной совет. Большое искусство нередко пугает и ошеломляет, оно часто сложно.

Как составить более интересную коллекцию, чем у олигарха? У людей с неограниченным бюджетом обычно скучные коллекции. Кагге вспоминает фразу художницы Синди Шерман: «Хорошие коллекционеры хорошо информированы и готовы идти на риск, плохие коллекционеры идут со стадом».

С кем общаться в мире искусства? С  художниками весело, и они могут рассказать о себе и их работах. Просмотр частных коллекций, обеды и выпивка с коллекционерами — все это способно не только многому научить, но и вдохновить. Кураторы и директора музеев обладают инсайдерской информацией о готовящихся выставках, а ретроспектива в серьезном музее, как правило, приводит к росту цен на работы художника. Миссия консультантов — видеть искусство вашими глазами. Но все-таки ключ от мира искусства находится у галериста.

Когда покупать работы художника? Не в самом начале карьеры (слишком рискованно), но все-таки до того, как цены станут слишком высокими. Однако в последней главе Кагге уточняет: «Обычно я перестаю покупать художника, когда чувствую, что у меня уже достаточно его работ. Я не покупаю больше не потому, что цены на него слишком высоки, а когда решаю, что мне хватит его работ, чтобы заполнить ими целую комнату».

Остерегайтесь шедевров! Будьте осторожны, если галерист начнет утверждать, что один из его художников — это новый Джефф Кунс, Энди Уорхол, Кристофер Вул, или станет рассказывать, что продает вам шедевр или что распродал все картины на выставке, но приберег одну в служебном помещении специально для вас (хотя, возможно, все это правда).

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+