18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Крепость Копорье наконец взялись оборонять от напастей

Крепость Копорье. Фото: Наталья Шкуренок
Крепость Копорье.
Фото: Наталья Шкуренок
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Старинный укрепленный пункт в Ленинградской области снова готов принимать туристов после проведения двухлетних противоаварийных работ. Однако полномасштабная реставрация еще впереди, и она уже твердо обещана

Почти два года в музее «Копорская крепость», расположенном в Ленинградской области, длились противоаварийные работы на месте обрушения части крепостной стены и деформированной конструкции привратного комплекса. Теперь на территорию крепости снова пускают посетителей, а реставраторы готовятся к следующему этапу работ. Одна из старейших построек не только Ленинградской области, но и всего Северо-Запада России наконец-то получила надежду на возрождение.

«Завершение противоаварийных работ для нас — повод для радости, — рассказала нашему изданию Леся Колесникова, директор Музейного агентства Ленинградской области. — Копорье — один из самых представительных объектов региона, очень ценный с точки зрения подлинности памятника: основной объем постройки, который дошел до нашего времени, относится к XVI веку».

В марте 2020 года обрушилась часть фасадной кладки стены вокруг главного входа в крепость. Авария произошла ночью, поэтому никто не пострадал. Как тогда уверял глава Копорского сельского поселения Дмитрий Кучинский, причиной стала дождливая и ветреная зима. Хотя специалисты давно говорили о почти катастрофическом состоянии крепости — время от времени там то обрушивалась земляная насыпь, то выпадали кирпичи из стен и арок.

Еще в 2019 году правительство Ленинградской области пыталось начать реставрацию этого объекта и даже объявило конкурс проектов. Выигравшая компания начала проводить противоаварийные работы и успела потратить не один миллион рублей, но защитники исторического наследия выявили в этих действиях грубые нарушения, на их жалобы откликнулся Следственный комитет. В результате проверки компанию-победителя отстранили от работ. А еще через полгода часть стены рухнула. Крепость закрыли.

Копорская крепость в том виде, в каком она дошла до наших дней, была построена в первой трети XVI века. Впрочем, в ее состав вошли некоторые фрагменты первоначальной постройки середины XIII века, например часть южной и почти вся юго-западная стена. Крепость служила форпостом обороны до второй половины XVIII столетия, и только в 1763 году ее исключили из списка оборонительных сооружений.

Крепость Копорье. Вид сверху. Фото: Wikimedia Commons
Крепость Копорье. Вид сверху.
Фото: Wikimedia Commons

Копорье — музей под открытым небом; объект включает в себя крепостные стены, четыре башни, воротный комплекс, мост, Преображенскую церковь и часовню, фамильную усыпальницу рода Зиновьевых, владевших этими землями в XIX веке. В советское время, в 1970-е годы, в крепости проводились реставрационные работы — были укреплены перекрытия, несущие конструкции, земляной вал. Однако с тех пор серьезных действий по сохранению там не было. В 2012 году по решению суда вход в крепость закрыли из-за угрозы обрушения, но туристы все равно туда проникали.

Крепость находится в управлении Росимущества, у которого, судя по состоянию исторического объекта, руки до нее не доходили. Только в 2015 году Копорье было официально передано в пользование Музейному агентству Ленинградской области, которое начало вкладывать средства в его спасение.

Как рассказал The Art Newspaper Russia Никита Барабанщиков, генеральный директор ООО «Петербург­реставрация», проводившего противоаварийные работы, специалистам удалось восстановить целостность арок каменного моста, сохранить конструкции привратного комплекса, а главное, сделать вход в крепость совершенно безопасным. «Состояние конструкций было аварийным, туда постоянно протекала вода, состояние крепости в целом с каждым годом ухудшалось, — говорит Барабанщиков. — Поэтому мы в первую очередь накрыли временными крышами башни и площадки под пряслами между северной и южной башнями».

Одна из главных задач состояла в том, чтобы сделать вход в крепость абсолютно безопасным. Фото: Наталья Шкуренок
Одна из главных задач состояла в том, чтобы сделать вход в крепость абсолютно безопасным.
Фото: Наталья Шкуренок

Кроме того, по верхнему ярусу установили деревянные леса, которые берут на себя существенную нагрузку, снимая ее с кирпичных стен. Все пустоты, в которых скапливалась вода, заполнили изолирующими составами, провели большой комплекс работ по гидроизоляции. Обнаруженную за крайним пролетом моста так называемую волчью яму, искусственное углубление с заградительной функцией, перебрали и восстановили. Установили две деревянные кружальные конструкции (разновидность арочных), которые зафиксировали кирпичный футляр, через который проходят посетители крепости.

На противоаварийные работы правительство Ленинградской области потратило более 7 млн руб. «В течение этого года и следующего будем заниматься разработкой проекта комплексной реставрации крепости, — пояснила Леся Колесникова. — Так что у туристов есть два года на посещение этого объекта. Очень надеемся, что с 2024-го начнем полномасштабную реставрацию». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+