Крепость Копорье наконец взялись оборонять от напастей

Крепость Копорье. Фото: Наталья Шкуренок
Крепость Копорье.
Фото: Наталья Шкуренок
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Старинный укрепленный пункт в Ленинградской области снова готов принимать туристов после проведения двухлетних противоаварийных работ. Однако полномасштабная реставрация еще впереди, и она уже твердо обещана

Почти два года в музее «Копорская крепость», расположенном в Ленинградской области, длились противоаварийные работы на месте обрушения части крепостной стены и деформированной конструкции привратного комплекса. Теперь на территорию крепости снова пускают посетителей, а реставраторы готовятся к следующему этапу работ. Одна из старейших построек не только Ленинградской области, но и всего Северо-Запада России наконец-то получила надежду на возрождение.

«Завершение противоаварийных работ для нас — повод для радости, — рассказала нашему изданию Леся Колесникова, директор Музейного агентства Ленинградской области. — Копорье — один из самых представительных объектов региона, очень ценный с точки зрения подлинности памятника: основной объем постройки, который дошел до нашего времени, относится к XVI веку».

В марте 2020 года обрушилась часть фасадной кладки стены вокруг главного входа в крепость. Авария произошла ночью, поэтому никто не пострадал. Как тогда уверял глава Копорского сельского поселения Дмитрий Кучинский, причиной стала дождливая и ветреная зима. Хотя специалисты давно говорили о почти катастрофическом состоянии крепости — время от времени там то обрушивалась земляная насыпь, то выпадали кирпичи из стен и арок.

Еще в 2019 году правительство Ленинградской области пыталось начать реставрацию этого объекта и даже объявило конкурс проектов. Выигравшая компания начала проводить противоаварийные работы и успела потратить не один миллион рублей, но защитники исторического наследия выявили в этих действиях грубые нарушения, на их жалобы откликнулся Следственный комитет. В результате проверки компанию-победителя отстранили от работ. А еще через полгода часть стены рухнула. Крепость закрыли.

Копорская крепость в том виде, в каком она дошла до наших дней, была построена в первой трети XVI века. Впрочем, в ее состав вошли некоторые фрагменты первоначальной постройки середины XIII века, например часть южной и почти вся юго-западная стена. Крепость служила форпостом обороны до второй половины XVIII столетия, и только в 1763 году ее исключили из списка оборонительных сооружений.

Крепость Копорье. Вид сверху. Фото: Wikimedia Commons
Крепость Копорье. Вид сверху.
Фото: Wikimedia Commons

Копорье — музей под открытым небом; объект включает в себя крепостные стены, четыре башни, воротный комплекс, мост, Преображенскую церковь и часовню, фамильную усыпальницу рода Зиновьевых, владевших этими землями в XIX веке. В советское время, в 1970-е годы, в крепости проводились реставрационные работы — были укреплены перекрытия, несущие конструкции, земляной вал. Однако с тех пор серьезных действий по сохранению там не было. В 2012 году по решению суда вход в крепость закрыли из-за угрозы обрушения, но туристы все равно туда проникали.

Крепость находится в управлении Росимущества, у которого, судя по состоянию исторического объекта, руки до нее не доходили. Только в 2015 году Копорье было официально передано в пользование Музейному агентству Ленинградской области, которое начало вкладывать средства в его спасение.

Как рассказал The Art Newspaper Russia Никита Барабанщиков, генеральный директор ООО «Петербург­реставрация», проводившего противоаварийные работы, специалистам удалось восстановить целостность арок каменного моста, сохранить конструкции привратного комплекса, а главное, сделать вход в крепость совершенно безопасным. «Состояние конструкций было аварийным, туда постоянно протекала вода, состояние крепости в целом с каждым годом ухудшалось, — говорит Барабанщиков. — Поэтому мы в первую очередь накрыли временными крышами башни и площадки под пряслами между северной и южной башнями».

Одна из главных задач состояла в том, чтобы сделать вход в крепость абсолютно безопасным. Фото: Наталья Шкуренок
Одна из главных задач состояла в том, чтобы сделать вход в крепость абсолютно безопасным.
Фото: Наталья Шкуренок

Кроме того, по верхнему ярусу установили деревянные леса, которые берут на себя существенную нагрузку, снимая ее с кирпичных стен. Все пустоты, в которых скапливалась вода, заполнили изолирующими составами, провели большой комплекс работ по гидроизоляции. Обнаруженную за крайним пролетом моста так называемую волчью яму, искусственное углубление с заградительной функцией, перебрали и восстановили. Установили две деревянные кружальные конструкции (разновидность арочных), которые зафиксировали кирпичный футляр, через который проходят посетители крепости.

На противоаварийные работы правительство Ленинградской области потратило более 7 млн руб. «В течение этого года и следующего будем заниматься разработкой проекта комплексной реставрации крепости, — пояснила Леся Колесникова. — Так что у туристов есть два года на посещение этого объекта. Очень надеемся, что с 2024-го начнем полномасштабную реставрацию». 

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+