18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецианским художницам прошлого возвращают авторство и биографию

Джулия Лама. Святые евангелисты Лука и Иоанн. Фото: Matteo De Fina
Джулия Лама. Святые евангелисты Лука и Иоанн.
Фото: Matteo De Fina
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Некоммерческая организация Save Venice, развивая свою многолетнюю деятельность, запустила реставрационно-исследовательскую инициативу, призванную привлечь внимание к художницам, работавшим в регионе в XVI–XVIII веках

В 2018 году, когда Венеция отмечала 500-летие со дня рождения своего знаменитого уроженца Якопо Тинторетто, частичка золотого сияния его славы озарила и менее известную художницу, родившуюся век спустя после смерти мастера. В числе 19 произведений Тинторетто, которые организация Save Venice («Спасем Венецию») взялась отреставрировать к юбилею, была алтарная картина «Апофеоз святого Марциала со святыми Петром и Павлом» из Сан-Марциале — приходской церкви художника, которую в наши дни крайне редко открывают для посещения. Как только расчищенное произведение вернули в алтарь, стало очевидно, что расположенные в антревольтах (пространствах стен над арками) изображения евангелистов Луки и Иоанна выглядят на его фоне чересчур темными. Когда Save Venice решила отреставрировать их и еще две картины с антревольтов с Матфеем и Марком, оказалось, что все они принадлежат кисти одной художницы — Джулии Ламы.

«Как только картины начали выходить из-под слоев сажи и грязи, послышались голоса: „Конечно, мы знаем эту художницу. Ее работы есть в Академии, крупные алтарные картины… Погодите-ка, а почему мы, собственно, до сих пор не уделяли Джулии Ламе более пристального внимания?“», — вспоминает Трейси Купер, член попечительского совета Save Venice и преподавательница истории искусства в Темпльском университете в Филадельфии, которая также руководит исследовательскими проектами Save Venice в рамках программы «Художницы Венеции».

Обнаружение этих произведений Ламы, известной на местном — пусть пока и не на международном — уровне художницы XVIII века, чьи экспрессивные религиозные картины можно увидеть во множестве церквей Венецианской лагуны, как раз и послужило толчком к развитию инициативы «Художницы Венеции». Программа, запущенная в июле минувшего года, представляет собой сочетание исследовательских и реставрационных проектов, призванных привлечь внимание к художницам, работавшим в Венеции и регионе Венето с XVI по конец XVIII столетия.

Первыми отреставрируют произведения Ламы, пастелистки Розальбы Каррьеры и ее ученицы Марианны Карлеварис. Глава венецианского офиса организации Мелисса Конн рассказывает, что, хотя в последние годы местные художницы прошлого привлекают внимание кураторов и ученых, «это носит совершенно бессистемный характер».

Марианна Карлеварис. Портрет Катерины Бальби. 1740-1742. Фото: Museum of 18th century, Venice
Марианна Карлеварис. Портрет Катерины Бальби. 1740-1742.
Фото: Museum of 18th century, Venice

Инициатива «Художницы Венеции» реализуется в сотрудничестве со здешними учеными и институциями. «Мы обеспечиваем финансирование, но что касается интеллектуального аспекта, то идеи и мысли рождаются в сотрудничестве со многими жителями Венеции», — говорит Конн. Исследовательская часть начнется с изучения творческих биографий более 30 художниц, которых смогла обнаружить и идентифицировать Купер. Среди них Ирена ди Спилимберго (недолгое время учившаяся у Тициана), портретистка XVII века Кьяра Варотари, Бернардина ди Дзуан Матио, Катерина Таработти и Мариетта Робусти (дочь и ассистентка Тинторетто). Искусствовед Сьюзен Налезити, первая стипендиатка программы «Художницы Венеции», создаст вместе с Купер открытую базу данных с информацией о венецианских художницах. Задача проекта — стимулировать исследовательскую работу, которая может дать ответы на многие вопросы.

В 2021 году Save Venice выделила на инициативу «Художницы Венеции» €230 тыс. и будет увеличивать ее финансирование по мере появления новых проектов и исследований. Организация также планирует использовать схему открытого спонсорства для реставрационных работ и сейчас ведет сбор €60 тыс. на реставрацию «Апофеоза святой» Ламы из церкви Санта-Мария Ассунта в Маламокко на острове Лидо, которая должна начаться весной. Еще один проект посвящен хранящейся в Академии группе пастелей Каррьеры. Этот материал, как известно, представляет особую трудность для реставраторов.

Одно из изображений евангелистов над алтарной картиной кисти Тинторетто, с которых началась программа «Художницы Венеции». Фото: Matteo De Fina
Одно из изображений евангелистов над алтарной картиной кисти Тинторетто, с которых началась программа «Художницы Венеции».
Фото: Matteo De Fina

Хотя в прошлом году организация Save Venice отпраздновала свое 50-летие, до сих пор она не реставрировала — целенаправленно, во всяком случае — произведений искусства, созданных женщинами. Общеизвестно, что исторически в художественной профессии женщин было существенно меньше, причем многие из них работали вместе с отцами или братьями, которые получали заказы и подписывали произведения своими именами. Вполне возможно, что в 2018 году организация, «сама того не зная, отреставрировала какое-нибудь произведение Мариетты Робусти», как с надеждой отмечает Конн, имея в виду, что на картинах Тинторетто не так-то просто отличить кисть мастера от работы его талантливой дочери. Не исключено, что в ходе новых исследований обнаружится, что Save Venice уже давно реставрирует произведения, в создании которых принимали участие женщины. 

Как спасают Венецию

Некоммерческая благотворительная организация Save Venice («Спасем Венецию») официально зарегистрирована в США в 1971 году, хотя еще пятью годами ранее общественный комитет с тем же названием инициировал сбор средств для помощи Венеции и Флоренции, пострадавшим от разрушительных наводнений. Тот комитет вскоре вошел в состав Международного фонда памятников (International Fund for Monuments), но впоследствии его руководители предпочли автономный статус и единственного адресата помощи — город Венецию. Филиалы организации были тогда основаны в Бостоне, Вашингтоне, Новом Орлеане и Нью-Йорке, позднее подключились другие американские города. На постоянной основе функционирует и штаб-квартира в самой Венеции. Цель организации остается неизменной — сохранение культурного наследия городапамятника. За годы работы она профинансировала 550 проектов реставрационной направленности. Это не единственная в США волонтерская организация, призванная помогать Венеции, но наиболее крупная и влиятельная из всех.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+