18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Смитсоновский институт собирается вернуть Нигерии бенинские бронзы

Одна из Бенинских бронз XVI-XVII веков. Фото: National Museum of African Art
Одна из Бенинских бронз XVI-XVII веков.
Фото: National Museum of African Art

Чтобы это произошло, соглашение о реституции должен одобрить попечительский совет музея

Смитсоновский институт в Вашингтоне согласился вернуть большую часть находящихся в его собрании бенинских бронз в Нигерию в рамках большого соглашения о реституции, подав тем самым пример другим мировым музеям.

По информации The Washington Post, Смитсоновский институт будет координировать возврат с нигерийской Национальной комиссией по делам музеев и памятников. Ожидается, что соглашение будет подписано уже этой весной. Ссылаясь на представительницу музея, The New York Times уточняет, что в Нигерию вернется большая часть из 39 бронз, однако установить провенанс некоторых из объектов пока что не удалось. Принципиально важно, что для возврата бронз необходимо, чтобы попечительский совет Смитсоновского института дал добро на их списание из коллекции.

По состоянию на начало 2021 года в экспозиции Национального музея африканского искусства в Вашингтоне, входящего в состав Смитсоновского института, находился 21 объект из Бенинского царства. Согласно электронной базе данных музея, в его коллекции находится 38 объектов, вывезенных из Бенина. Примерно половина их них — в том числе несколько пластин, голов и фигур — были захвачены во время карательной экспедиции 1897 года, когда британские военные разграбили королевский дворец. Исследование провенанса других объектов еще не завершено.

Бенинская бронза XVI-XVII веков из коллекции Смитсоновского института. Фото:National Museum of African Art
Бенинская бронза XVI-XVII веков из коллекции Смитсоновского института.
Фото: National Museum of African Art

Помощник секретаря по делам музеев и культуры Смитсоновского института Кевин Говер рассказал The New York Times, что бронзы должны войти в экспозицию Национального музея Бенина в Бенин-Сити, но при этом некоторые произведения, возможно, останутся в Вашингтоне на условиях долгосрочной аренды. Программа долгосрочного сотрудничества между Смитсоновским институтом и Национальной комиссией по делам музеев и памятников также предусматривает организацию совместных выставок и образовательных программ. Тем временем основанная Смитсоновским институтом рабочая группа по делам этических возвратов разрабатывает общую для всей институции политику в области реституций.

Все больше музеев выражают готовность вернуть артефакты, захваченные британскими войсками в 1897 году (общее название «бенинские бронзы» включает изделия, изготовленные не только из бронзы, но и из слоновой кости и латуни). Так, в минувшем ноябре нью-йоркский Метрополитен-музей согласовал с Национальной комиссией по делам музеев и памятников возврат трех бенинских объектов.

Такое развитие событий в очередной раз обращает внимание на положение Британского музея, в собрании которого находятся около 900 артефактов из Бенина. Принятый в 1963 году закон запрещает Британскому музею изымать произведения из своей коллекции. Тем не менее институция ведет с

правительством Нигерии переговоры о предоставлении бенинских объектов во временное пользование строящемуся Музею западноафриканского искусства Эдо в Бенин-Сити в рамках совместной инициативы европейских институций, известной как Benin Dialogue Group.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+